18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Клод Лоррен в зеркале Гёте

№94
Материал из газеты

Вышла в свет первая книга, где наглядно и убедительно демонстрируется главенство живописного видения в интеллектуальных поисках великого поэта

На протяжении всей жизни немецкий поэт, драматург и романист Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749–1832) питал страсть к изобразительному искусству. Он неплохо рисовал и даже одно время мечтал стать художником. Он был крупным коллекционером, обладателем 11,5 тыс. произведений графики и живописи, в том числе Альбрехта Дюрера и Рембрандта. Кроме того, он писал серьезные искусствоведческие работы и, как в свое время показал Эрнст Гомбрих, внес заметный вклад в формирование истории искусства как академической дисциплины. Однако до появления статьи Эрнста Остеркампа «Гёте и искусство» (2012) никто не изучал специально его отношение к творчеству Клода Лоррена (1600–1682). Теперь эта тема подробно рассмотрена в великолепно изданной монографии Франца Кемпфа «Поэзия, живопись, парк. Гёте и Клод Лоррен».

Ее главный герой питал к фигуре Лоррена глубочайшее уважение. Двадцать два офорта, два рисунка и одна картина этого художника находились в его коллекции. В своих поздних «Максимах и размышлениях» Гёте отмечал, что «природа у Клода Лоррена заявляет о своей вечности». Его живопись послужила той матрицей, которую литератор использовал для собственного восприятия мира. Как говорит Кемпф, природа и искусство у Гёте становятся неразличимыми. Утверждение не столь уж новое, об этом упоминалось и ранее, но Кемпф раскрывает тезис ярко и наглядно. Во главу угла им поставлено то, что он справедливо называет «разговором Гёте с Клодом на протяжении всей жизни».

Книга Франца Кемпфа полна неожиданных открытий. Например, драма Гёте «Торквато Тассо» (1790) столь часто рассматривалась как трагедия, что стали забываться важные обстоятельства: Клод Лоррен заимствовал для своих картин некоторые сцены из эпической поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а Гёте, в свою очередь, явно заимствовал у художника для своей пьесы его пасторальный дух. Реминисценции, связанные с Клодом Лорреном, автор книги обнаруживает и в пиндарической оде «Ночная песнь странника», и в романе «Избирательное сродство». Впрочем, живописные аллюзии последнего произведения хорошо известны, и Кемпф в трактовке превращения пейзажа в сад Лоррена мог бы пойти и дальше.

Еще одно любопытное предположение исследователя — тезис о том, что, когда во второй части «Фауста» (1832) главный герой ступает на землю Греции в поисках Елены Троянской, сардонический комментарий Мефистофеля вызывает в памяти пейзаж Лоррена: «Водопады, падающие стены и угрюмые классические места». По мысли Кемпфа, это напоминает картину «Вид Тиволи на закате» (около 1642–1644). Хотя я в этом не так убежден; по общему мнению, важнейшим визуальным образом, повлиявшим на финал пьесы, послужила Сикстинская Мадонна Рафаэля, которую Гёте видел в Дрездене.

Большой неожиданностью в монографии стало и обнаружение связи между искусством Лоррена и книгой Гёте «К теории цвета» (1810). Кемпф указывает, в частности, что «Доклады по оптике» (1791), представляющие собой ранний вариант этой книги, открываются воспоминанием о картине «Пейзаж с Товием и ангелом» (1663), хранящейся ныне в Государственном Эрмитаже.

Монография содержит значительный объем уникальной информации, и ее гораздо больше, чем предполагает название. Греческая мифология, ренессансные теории, поэзия эпохи Просвещения и ландшафтное садоводство — лишь некоторые из областей, в которые погружается Кемпф, чтобы сделать свои выводы. Правда, отсутствие главы о собственных рисунках Гёте, вдохновленных Лорреном, выглядит явным пробелом. К тому же обилие ссылок и слегка напыщенный стиль затрудняют чтение. Но в итоге ваши усилия, несомненно, будут вознаграждены. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+