18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

История панелек: без излишеств, но не без иллюзий

№94
Материал из газеты

Филипп Мойзер всесторонне рассматривает советское типовое жилищное строительство, которое считает едва ли не важнейшим феноменом в мировой архитектуре ХХ века

Книга Филиппа Мойзера «Жилищное строительство в СССР 1955–1985. Архитектура хрущевского и брежневского времени» впервые вышла в Германии в 2015 году. Русское издание, как пишет автор в предисловии к нему, местами было сокращено, дополнено и уточнено. Необходимость изменений возникла из-за того, что на протяжении пяти лет Мойзер выступал с докладами по теме книги и в дискуссиях получал новые знания.

Немец Мойзер — верный поклонник и знаток советской архитектуры. Он написал книги о послевоенном панельном строительстве в СССР, о его особенностях в сейсмически неблагополучном Ташкенте, о Галине Балашовой, работавшей архитектором в космических программах, о типологии советского домостроения (совместно с Дмитрием Задориным). Он работал в библиотеках и архивах, встречался с проектировщиками, собирал документацию и фотографии. Его новая книга, куда частично вошли материалы предыдущих, представляет собой обстоятельное исследование такого скучного, казалось бы, явления, как типовое панельное строительство, превратившее города седьмой части суши в однообразные и унылые.

Однако Мойзера предмет его изучения вдохновляет. Он выделяет в истории советской жилой архитектуры три эпохи: конструктивистскую, когда появились новые, экспериментальные дома; сталинскую, обслуживавшую элиту; хрущевско-брежневскую — «уникальную в истории переориентацию всего строительного дела на промышленные методы производства».

Хотя главная тема книги — третья эпоха, Мойзер довольно подробно останавливается и на первых двух. Кроме того, он описывает европейский опыт решения жилищных проблем в индустриальную эру, рассматривая работы Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса, Людвига Миса ван дер Роэ и менее именитых зодчих.

Множество страниц в разных главах посвящено описанию политической обстановки в СССР, поскольку строительство было здесь делом государственным и политическим, одним из способов пропаганды советского образа жизни. Речь Никиты Хрущева на Всесоюзном совещании строителей 7 декабря 1954 года, где новый глава государства произнес крылатую фразу «Мы не против красоты, но против излишеств», Мойзер рассматривает не только как «архитектурно-теоретический манифест советской послевоенной современной архитектуры», но и как начало процесса десталинизации. Эта речь «повлияла на архитектуру ХХ века так, как до сих пор удавалось только основоположникам архитектуры модернизма, таким как Вальтер Гропиус с его манифестом Баухауса 1919 года или Ле Корбюзье с его Афинской хартией 1953-го». Вслед за хрущевским манифестом последовало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», а заодно и опала для допускавших эти излишества архитекторов, лауреатов Сталинских премий. Отныне жилье должно было строиться только по типовым проектам, что потребовало «глобальной трансформации советской промышленной индустрии», создания бесчисленных проектных институтов и домостроительных комбинатов.

Мойзер подробно излагает, как новая жилищная политика воплощалась в жизнь, как появлялись различные серии домов и регламентирующие их документы. Строительные нормы и правила (СНиПы), устанавливающие площадь квартир и высоту потолков, со временем менялись, и все эти изменения подробно отражены в книге. Она и ценна прежде всего массой подробностей, описанием частностей.

Отдельные главы посвящены трем городам: Москве, «где формировались принципы жилищного строительства всего СССР»; Ленинграду, где сохранялся исторический центр и новые районы росли, окружая его; Ташкенту, где после землетрясения 1966 года были реализованы экспериментальные проекты, превратившие узбекскую столицу в «место с самыми красивыми панельными домами в мире». Действительно, фотографии украшенных восточными орнаментами торцов типовых домов Ташкента выделяются в книге, насыщенной иллюстрациями: фотографиями, планами, чертежами и схемами.

«Типология советского жилья до сих пор является одной из лакун истории XX века», — пишет Мойзер в предисловии к книге, которая упомянутую лакуну как раз заполняет. Конечно, труд этот написан для того, чтобы быть включенным в анналы; неспециалисту читать его подряд невозможно, в многочисленных фактах легко утонуть. Но можно обращаться к фундаментальной работе Мойзера за справками, уточнениями и разъяснениями.

К отечественной типовой архитектуре давно изменилось отношение как у историков, пишущих о советском модернизме статьи и книги, так и у горожан. В районах с такой застройкой выросло не одно поколение, жители хрущевских пятиэтажек и брежневских девятиэтажек с нежностью относятся к родному, обжитому месту. И они готовы противостоять напору современных строительных компаний, стремящихся на расчищенном от советского архитектурного наследия месте быстро возвести высотные дома, тоже типовые. Понятно, что строить новое выгоднее, чем реконструировать старое. При подобной коллизии книга Мойзера обретает дополнительную ценность и актуальность. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+