18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Все грани таланта Юрия Пименова показывают в Москве

Юрий Пименов. «Свадьба на завтрашней улице». 1962. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Пименов. «Свадьба на завтрашней улице». 1962.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Персональных выставок у художника было немало, но ретроспектива в Третьяковке случилась впервые

Юрий Пименов (1903–1977) — безусловный советский классик, однако называть его образцовым, каноническим соцреалистом мешает многое. И дело не только в работах раннего периода, которые от лица ОСТа (Общества станковистов) претендовали на то, чтобы задавать курс новому искусству, но вскоре угодили в категорию «неформата» (сам автор впоследствии оценивал их как «наивный детский модерн»). Из глубочайшего творческого кризиса начала ­1930-х он сумел-таки вырулить на «правильную дорогу» — ту самую, что запечатлена в его программной картине «Новая Москва» 1937 года.

Юрий Пименов. «Новая Москва». 1937. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Пименов. «Новая Москва». 1937.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Тем не менее, даже присягнув на верность соцреализму, Пименов не стал брать на вооружение ни постную академическую манеру, ни дежурный набор сюжетов. Приемлемой для себя он счел собственную версию импрессионизма, предельно детализированную и лирическую. Среди персонажей начали преобладать не герои, а героини, причем наделенные вполне старомодной женственностью. От былого арсенала, остро экспрессивного, осталось разве что стремление транслировать зрителю авторскую эмоцию. Пожалуй, именно эти качества позволили художнику впоследствии обрести второе (вернее, даже третье) дыхание. Он очень органично вписался в искусство оттепели, в отличие от многих прежних фаворитов. Пименов сумел снискать не только лавры, но и еще искреннее признание широкой публики.

Может ли повториться такой народный успех при сегодняшнем «перезапуске»? В том же виде — маловероятно, хотя некоторые его работы наверняка найдут отклик и у новой аудитории. Ретроспектива друга, соратника и конкурента Пименова Александра Дейнеки, которая проходила в Третьяковке в 2010 году, показала, что некоторые давние триггеры срабатывают и в наши дни. Порой непредсказуемо.

Фрагмент экспозиции. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент экспозиции.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

В общей сложности на выставку взято около 170 экспонатов, позаимствованных из 22 музеев и нескольких частных коллекций, в том числе из архива семьи художника. Но оригиналами произведений дело не ограничится. Сокуратор проекта, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Елена Воронович поясняет: «Подробно и полно представить творчество Пименова одними лишь реальными, подлинными экспонатами сейчас невозможно. Немало произведений, главным образом второй половины 1920-х и начала 1930-х, было уничтожено самим художником; многое было продано с выставок за рубеж — в Европу и Америку, судьба целого ряда тех работ неизвестна. Мы предприняли попытку их показать, отсканировав или сфотографировав из каталогов или из прессы того периода. Если вдруг после выставки какие-то произведения обнаружатся, будем очень рады».

Хотя обладатель монументального полотна «Физкультурный парад» (1939), созданного бригадой художников по эскизам и при участии Юрия Пименова для Всемирной выставки в Нью-Йорке известен — это Русский музей, привезти его в Москву не удалось из-за неважной сохранности и огромных размеров (916x1460 см), превышающих экспозиционные возможности Новой Третьяковки. Еще один куратор выставки, хранитель отдела живописи первой половины XX века в ГТГ Наталья Чернышева так комментирует ситуацию: «Нам все же очень хотелось представить это панно в каком-то виде, и на выставке ему посвящен мультимедийный проект. По нашей просьбе в Русском музее была проведена специальная фото- и видеосъемка, этот материал служит основой для инсталляции. Размер ее меньше оригинала, но максимально возможный для нашей площадки».

Юрий Пименов. «Кусок стекла». 1966. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Пименов. «Кусок стекла». 1966.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В амплуа монументалиста Пименов подвизался, впрочем, нечасто, зато питал многолетнюю страсть и привязанность к театру, чему посвящен один из разделов выставки. Не забыта, кстати, и его работа в кинематографе — на выставке фигурирует, например, эскиз декораций к приснопамятной ленте «Кубанские казаки» (1949).

Начинал же Пименов карьеру с журнальных иллюстраций — еще в студенческую, вхутемасовскую пору. Им здесь тоже отдана дань, это чрезвычайно занимательный стилистический экскурс в эпоху нэпа. Показывают и последующие путевые зарисовки, и картины по мотивам путешествий: Юрий Иванович входил в круг избранных, допущенных к заграничным «творческим командировкам». Отдельный раздел — фронтовые сюжеты. И разумеется, в наличии буквально все произведения из числа популярных в народе.  

Новая Третьяковка
Юрий Пименов
8 сентября – 9 января 2022

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+