18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Все грани таланта Юрия Пименова показывают в Москве

Юрий Пименов. «Свадьба на завтрашней улице». 1962. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Пименов. «Свадьба на завтрашней улице». 1962.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Персональных выставок у художника было немало, но ретроспектива в Третьяковке случилась впервые

Юрий Пименов (1903–1977) — безусловный советский классик, однако называть его образцовым, каноническим соцреалистом мешает многое. И дело не только в работах раннего периода, которые от лица ОСТа (Общества станковистов) претендовали на то, чтобы задавать курс новому искусству, но вскоре угодили в категорию «неформата» (сам автор впоследствии оценивал их как «наивный детский модерн»). Из глубочайшего творческого кризиса начала ­1930-х он сумел-таки вырулить на «правильную дорогу» — ту самую, что запечатлена в его программной картине «Новая Москва» 1937 года.

Юрий Пименов. «Новая Москва». 1937. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Пименов. «Новая Москва». 1937.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Тем не менее, даже присягнув на верность соцреализму, Пименов не стал брать на вооружение ни постную академическую манеру, ни дежурный набор сюжетов. Приемлемой для себя он счел собственную версию импрессионизма, предельно детализированную и лирическую. Среди персонажей начали преобладать не герои, а героини, причем наделенные вполне старомодной женственностью. От былого арсенала, остро экспрессивного, осталось разве что стремление транслировать зрителю авторскую эмоцию. Пожалуй, именно эти качества позволили художнику впоследствии обрести второе (вернее, даже третье) дыхание. Он очень органично вписался в искусство оттепели, в отличие от многих прежних фаворитов. Пименов сумел снискать не только лавры, но и еще искреннее признание широкой публики.

Может ли повториться такой народный успех при сегодняшнем «перезапуске»? В том же виде — маловероятно, хотя некоторые его работы наверняка найдут отклик и у новой аудитории. Ретроспектива друга, соратника и конкурента Пименова Александра Дейнеки, которая проходила в Третьяковке в 2010 году, показала, что некоторые давние триггеры срабатывают и в наши дни. Порой непредсказуемо.

Фрагмент экспозиции. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент экспозиции.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

В общей сложности на выставку взято около 170 экспонатов, позаимствованных из 22 музеев и нескольких частных коллекций, в том числе из архива семьи художника. Но оригиналами произведений дело не ограничится. Сокуратор проекта, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Елена Воронович поясняет: «Подробно и полно представить творчество Пименова одними лишь реальными, подлинными экспонатами сейчас невозможно. Немало произведений, главным образом второй половины 1920-х и начала 1930-х, было уничтожено самим художником; многое было продано с выставок за рубеж — в Европу и Америку, судьба целого ряда тех работ неизвестна. Мы предприняли попытку их показать, отсканировав или сфотографировав из каталогов или из прессы того периода. Если вдруг после выставки какие-то произведения обнаружатся, будем очень рады».

Хотя обладатель монументального полотна «Физкультурный парад» (1939), созданного бригадой художников по эскизам и при участии Юрия Пименова для Всемирной выставки в Нью-Йорке известен — это Русский музей, привезти его в Москву не удалось из-за неважной сохранности и огромных размеров (916x1460 см), превышающих экспозиционные возможности Новой Третьяковки. Еще один куратор выставки, хранитель отдела живописи первой половины XX века в ГТГ Наталья Чернышева так комментирует ситуацию: «Нам все же очень хотелось представить это панно в каком-то виде, и на выставке ему посвящен мультимедийный проект. По нашей просьбе в Русском музее была проведена специальная фото- и видеосъемка, этот материал служит основой для инсталляции. Размер ее меньше оригинала, но максимально возможный для нашей площадки».

Юрий Пименов. «Кусок стекла». 1966. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Пименов. «Кусок стекла». 1966.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В амплуа монументалиста Пименов подвизался, впрочем, нечасто, зато питал многолетнюю страсть и привязанность к театру, чему посвящен один из разделов выставки. Не забыта, кстати, и его работа в кинематографе — на выставке фигурирует, например, эскиз декораций к приснопамятной ленте «Кубанские казаки» (1949).

Начинал же Пименов карьеру с журнальных иллюстраций — еще в студенческую, вхутемасовскую пору. Им здесь тоже отдана дань, это чрезвычайно занимательный стилистический экскурс в эпоху нэпа. Показывают и последующие путевые зарисовки, и картины по мотивам путешествий: Юрий Иванович входил в круг избранных, допущенных к заграничным «творческим командировкам». Отдельный раздел — фронтовые сюжеты. И разумеется, в наличии буквально все произведения из числа популярных в народе.  

Новая Третьяковка
Юрий Пименов
8 сентября – 9 января 2022

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+