Что скрывают линии Пита Мондриана

Реставраторы Фонда Бейелера за работой. Фото: La Prairie x Fondation Beyeler
Реставраторы Фонда Бейелера за работой.
Фото: La Prairie x Fondation Beyeler

Реставрация нескольких полотен из коллекции Фонда Бейелера помогла понять, как художник двигался к идеальной абстракции

В швейцарском Фонде Бейелера подходит к завершению большой исследовательский и реставрационный проект, связанный с работами Пита Мондриана (1872–1944). При финансовой поддержке компании La Prairie реставраторы изучили сначала три ранних, а теперь три поздних полотна художника из собрания фонда.

Определение «поздние» не описывает ценности этих работ. Речь идет о классическом для художника периоде, когда он достиг квинтэссенции абстракции, используя только основные цвета и базовые геометрические формы. Его полотна превратились в упорядоченные решетки из линий, отдельные ячейки которых заполнялись цветом — или не заполнялись им, оставаясь белыми. Сам Мондриан назвал этот стиль, который он разработал примерно в 1920 году, неопластицизмом.

«Картина № 1» — ключевая в этом контексте. Ее первая версия была написана в 1921-м или, возможно, уже в 1920 году. Нынешний вид картины — результат ее переделки Мондрианом к выставке (совместной с Ман Рэем) в 1925 году в Дрездене. Кропотливый труд специалистов, использовавших рентгенографию, инфракрасную рефлектографию, химический анализ и микроскоп, позволил заглянуть буквально под красочный слой этого полотна.

Пит Мондриан. «Картина № 1». 1921-1925. Фото: Robert Bayer, Basel
Пит Мондриан. «Картина № 1». 1921-1925.
Фото: Robert Bayer, Basel

Между 1917 и 1920 годами, во Франции, Пит Мондриан начал создавать картины, композиция которых основана на плотной и регулярной сетке. Вплоть до конца 1920 года художник использовал тонкие серые линии сетки; впоследствии они стали более широкими и исключительно черными.

Работа реставраторов показала, что «Картина № 1» основана на частой регулярной сетке, нарисованной карандашом по линейке. Ее удалось увидеть с помощью инфракрасной рефлектографии. Мондриан, очевидно, ориентировался на эту сетку, когда развивал линейную структуру картины, и в итоге пришел к свободной и асимметричной геометрической композиции. А рентгенография показала, что черные границы решетки изначально были тоньше и лишь впоследствии были расширены так, что стали доминирующим элементом картины.

Поэтапно художник работал и над цветовыми полями. Их палитра развивалась от смешанных тонов (на этапе 1920–1921 годов) до чистых основных цветов (1925 год). Все пять синих полей на картине были сначала светло-голубыми, а затем темно-синими, прежде чем автор придал им оттенок, который виден сейчас. Этот процесс можно проследить на границе одного из полей на макросъемке. Фрагменты, которые сегодня имеют более бледный оттенок желтого, сначала были светло-серыми, а затем темно-желтыми. Красные прямоугольники изначально были оранжево-красными, а потом перекрашены в чистый красный цвет.

Пит Мондриан. «Композиция с желтым и синим». 1932. Фото: Robert Bayer, Basel
Пит Мондриан. «Композиция с желтым и синим». 1932.
Фото: Robert Bayer, Basel

Метод многократного пересмотра произведения в поисках идеального варианта был свойственен художнику. В 1930-х годах он постоянно экспериментирует с минималистичной композицией с черными перекрещивающимися линиями и одним-двумя полями желтого, синего или реже красного цвета. Исследования в Фонде Бейелера коснулись трех подобных работ. Это «Композиция с желтым и синим» (1932), «Композиция с двойной линией и синим» (1935) и «Композиция с восемью линиями и красным» («Картина № 3») (1938). Изображения этих картин были наложены друг на друга в программе обработки цифровых изображений, что показало, как изменение даже одного из элементов в расположении линий и полей приводит к совершенно различным эффектам.

После завершения исследований все полотна будут представлены на большой выставке в Фонде Бейелера в Базеле, которая должна состояться в 2022 году.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+