18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

На венской ярмарке наградили тексты о русском искусстве

В Вене в рамках ежегодной ярмарки viennacontemporary впервые вручена премия Russian Art Focus Prize, присуждаемая англоязычным текстам о современном российском искусстве

Международные арт-ярмарки меняют свой формат, стиль и масштаб. Успех определяется способностью перестраиваться на ходу. В этом году, получив нового арт-директора, словацкого искусствоведа Бориса Ондрейчку, viennacontemporary перегруппировалась в центр города: важные венские галереи принимают гостей в собственных пространствах, объединившись в программу Curated by; международный статус ярмарки поддерживает площадка, развернутая в здании Старой почты (Alte Post), где выставляются 28 галерей из Австрии, Венгрии, Ирландии, Италии, России, Словении, Украины и Чехии. В таком виде viennacontemporary, оставаясь точкой притяжения для коллекционеров и «арт-лаверов» Юго-Восточной Европы, открыла осенний сезон 2021 года.

В Alte Post не бравируют именами сверхдорогих художников, зато дают любителям искусства ощущение разнообразия предложения, будь то румынские живописцы, представленные галереей Doris Ghetta, цифровые и аналоговые снимки словенских фотографов на стенде Galerija Fotografija из Любляны, графика Павла Пепперштейна (Galerie Iragui) или концептуально и пластически сильный проект украинского художника Никиты Кадана (Voloshyn Gallery). Среди жемчужин Curаted by — проект Моники Бонвичини «Cценичеcкое пространство» (Stagecage), показанный в Galerie Krinzinger. Художница вновь доказала, что умеет сочетать провокативные месседжи с элегантной формой и свободно переходить из одной техники в другую. Обращает на себя внимание и проект Олеси Туркиной для галереи Сharim «История повторяется дважды: сначала как трагедия, потом как фарс» (History Repeats Itself Twice, First as a Tragedy, Then as a Farce).

Среди важнейших мероприятий международной программы ярмарки — награждение лауреатов Russian Art Focus Prize, премии, учрежденной ежемесячным онлайн-журналом Russian Art Focus. Британскому журналисту Тео Мерцу достался приз в номинации «Лучшая публикация» за статью «Оммаж русскому авангарду вызвал бурю» (A Tribute to the Russian Avant-Garde Sets Off a Storm) в журнале The Economist в 2019 году. В номинации «Лучшее исследование» победила группа «Агитация», объединяющая пятерых молодых авторов (Вера Замыслова, Павел Митенко, Анастасия Спиренкова, Антонина Стебур, Даша Филиппова). «Агитация», которую в Вене представляла куратор, исследователь и продюсер Анастасия Спиренкова, подала на конкурс эссе «Партия мертвых: некроэстетика и трансформация политической перформативности в России во время пандемии» (Party of the Dead: Necroaesthetics and Transformation of Political Performativity in Russia During the Pandemic), опубликованное в онлайн-журнале ARTMargins в 2021 году.

Победителей объявили и поздравили соучредители награды — российские предприниматели, коллекционеры и патроны искусства Инна Баженова и Дмитрий Аксенов, подчеркнув, что основная миссия Russian Art Focus Prize — приблизить современное российское искусство к мировому сообществу, сделать его более заметным и значимым на международной арт-сцене. Церемонии предшествовала дискуссия специально прилетевших в Вену членов жюри: Николаса Ильина, куратора фонда V–A–C Екатерины Чучалиной и основательницы газеты The Art Newspaper Анны Сомерс Кокс, в ходе которой они поделились впечатлениями о текстах, отобранных для голосования. Модерировала беседу Джо Викери, главный редактор Russian Art Focus, эксперт по рынку русского искусства, более 20 лет проработавшая в аукционном доме Sotheby’s. Она отметила, что уровень текстов, отобранных для голосования жюри, был невероятно высок, несмотря на то что премия вручается впервые. Ее лично интересовало то, насколько эти тексты — и журналистские, и исследовательские — отражают нынешнюю жизнь. В жюри премии также вошли французский куратор Жан-Юбер Мартен, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Интеллектуальный градус события определило развернутое выступление Ханса Ульриха Обриста, члена наблюдательного совета Russian Art Focus и члена жюри Russian Art Focus Prize, который присоединился к венской церемонии онлайн. Он пожелал новой премии стать чем-то вроде «машины по производству книг». И выразил уверенность в том, что эта инициатива будет долгой и принесет свои плоды.

Особый эпизод праздника был инициирован и реализован совместно с российским Фондом Пригова и блокчейн-платформой The Art Exchange. Семь коротких видеообращений, записанных в 2004 году выдающимся московским концептуалистом, художником и поэтом Дмитрием Приговым, были превращены в 77 NFT, по 11 копий на каждое видео. Четырнадцать NFT остались в собственности фонда, остальные были подарены всем победителям, участникам шорт-листа, членам жюри, а также первым 25 гостям, пришедшим на церемонию в лаундж ярмарки. «Будь Дмитрий Александрович Пригов жив, он, безусловно, первым пробовал бы все новые технологии», — сказала член совета фонда Катя Гебель. И безусловно, был бы приглашен в жюри Russian Art Focus Prize.

Следующая премия заявлена на 2022 год. Церемония награждения будет проходить в Венеции во время биеннале современного искусства.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+