18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Солнце «Красных виноградников» Винсента ван Гога должно сиять еще ярче

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина запустил впечатляющий исследовательский и реставрационный проект, посвященный знаменитому полотну Винсента ван Гога

Картину «Красные виноградники в Арле. Монмажур», написанную Винсентом ван Гогом в 1888 году в Арле, нередко называют иконой новой живописи. «Все хотят получить ее на выставку. Это вещь, о которой мечтают все музеи мира, — сказала на представлении проекта по исследованию и реставрации полотна директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак. — Но она должна оставаться в музее, так как не подлежит транспортировке; мы опасаемся даже перемещать ее из здания в здание». Именно из-за хрупкости работа, которая происходит из собрания Ивана Морозова, не смогла участвовать ни в выставке в Эрмитаже в 2019 году, ни в открывающейся в сентябре выставке коллекций Ивана и Михаила Морозовых в парижском Фонде Louis Vuitton.

Теперь, благодаря поддержке бренда LG Signature, музей получил возможность исследовать картину на самом высоком технологическом уровне, разработать план ее изучения и консервации. «Красные виноградники» месяц находятся в реставрационных мастерских музея, и первые открытия уже сделаны.

Как рассказал заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ Игорь Бородин, при изучении полотна методами рентгенофлуоресцентной спектроскопии и электронной микроскопии с энергодисперсионным анализом удалось если не ответить на все вопросы, то как минимум правильно их поставить. Оказалось, что художник, создавший полотно в ноябре 1888 года, не дал ему как следует высохнуть и, свернув вместе с другими работами в рулон, отправил в Париж брату Тео. Тот, натягивая холст на подрамник, нанес ему первые повреждения — по красочному слою пошел кракелюр. А так как для этой работы художник использовал не фабричное полотно, а самостоятельно — и не очень тщательно — загрунтованную мешковину, то сцепление красочного слоя с грунтом, и так неидеальное, еще более нарушилось. На пастозных мазках лицевой стороны картины остались отпечатки другого холста, а на ее оборотной стороне — следы красочного слоя еще одной работы. В перспективе с помощью коллег из музеев мира возможно даже установить, что это была за картина.

Еще одна проблема — использование ван Гогом хромата свинца. Это желтая краска, которой написано солнце. Этот пигмент темнеет под воздействием ультрафиолета. Можно заключить, что в момент создания, 130 лет назад, солнце на полотне сияло еще ярче, так что работа, и сейчас чрезвычайно яркая, производила ослепляющее впечатление.

Это лишь малая часть проблем и вопросов, которые сейчас стоят перед исследователями. Им предстоит погрузиться, например, в вопрос о взаимном заимствовании технологических приемов ван Гогом и Гогеном — ведь полотно написано как раз в тот момент, когда последний приехал в Арль и художники работали вместе. Стоит добавить, что «Красные виноградники» — единственная, как сообщает ГМИИ, задокументированная покупка картины ван Гога при жизни художника. В 1890 году ее приобрела Анна Бош, художница и меценат, дочь фабриканта Виктора Боша, одного из владельцев фирмы Villeroy & Boch, а уже у нее полотно купил Морозов.

На сайте музея запущен проект, где публике будут рассказывать о новых открытиях. Закончить исследование и консервацию картины планируют к марту 2022 года, когда в ГМИИ должна состояться грандиозная выставка коллекции братьев Морозовых.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+