18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Солнце «Красных виноградников» Винсента ван Гога должно сиять еще ярче

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина запустил впечатляющий исследовательский и реставрационный проект, посвященный знаменитому полотну Винсента ван Гога

Картину «Красные виноградники в Арле. Монмажур», написанную Винсентом ван Гогом в 1888 году в Арле, нередко называют иконой новой живописи. «Все хотят получить ее на выставку. Это вещь, о которой мечтают все музеи мира, — сказала на представлении проекта по исследованию и реставрации полотна директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак. — Но она должна оставаться в музее, так как не подлежит транспортировке; мы опасаемся даже перемещать ее из здания в здание». Именно из-за хрупкости работа, которая происходит из собрания Ивана Морозова, не смогла участвовать ни в выставке в Эрмитаже в 2019 году, ни в открывающейся в сентябре выставке коллекций Ивана и Михаила Морозовых в парижском Фонде Louis Vuitton.

Теперь, благодаря поддержке бренда LG Signature, музей получил возможность исследовать картину на самом высоком технологическом уровне, разработать план ее изучения и консервации. «Красные виноградники» месяц находятся в реставрационных мастерских музея, и первые открытия уже сделаны.

Как рассказал заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ Игорь Бородин, при изучении полотна методами рентгенофлуоресцентной спектроскопии и электронной микроскопии с энергодисперсионным анализом удалось если не ответить на все вопросы, то как минимум правильно их поставить. Оказалось, что художник, создавший полотно в ноябре 1888 года, не дал ему как следует высохнуть и, свернув вместе с другими работами в рулон, отправил в Париж брату Тео. Тот, натягивая холст на подрамник, нанес ему первые повреждения — по красочному слою пошел кракелюр. А так как для этой работы художник использовал не фабричное полотно, а самостоятельно — и не очень тщательно — загрунтованную мешковину, то сцепление красочного слоя с грунтом, и так неидеальное, еще более нарушилось. На пастозных мазках лицевой стороны картины остались отпечатки другого холста, а на ее оборотной стороне — следы красочного слоя еще одной работы. В перспективе с помощью коллег из музеев мира возможно даже установить, что это была за картина.

Еще одна проблема — использование ван Гогом хромата свинца. Это желтая краска, которой написано солнце. Этот пигмент темнеет под воздействием ультрафиолета. Можно заключить, что в момент создания, 130 лет назад, солнце на полотне сияло еще ярче, так что работа, и сейчас чрезвычайно яркая, производила ослепляющее впечатление.

Это лишь малая часть проблем и вопросов, которые сейчас стоят перед исследователями. Им предстоит погрузиться, например, в вопрос о взаимном заимствовании технологических приемов ван Гогом и Гогеном — ведь полотно написано как раз в тот момент, когда последний приехал в Арль и художники работали вместе. Стоит добавить, что «Красные виноградники» — единственная, как сообщает ГМИИ, задокументированная покупка картины ван Гога при жизни художника. В 1890 году ее приобрела Анна Бош, художница и меценат, дочь фабриканта Виктора Боша, одного из владельцев фирмы Villeroy & Boch, а уже у нее полотно купил Морозов.

На сайте музея запущен проект, где публике будут рассказывать о новых открытиях. Закончить исследование и консервацию картины планируют к марту 2022 года, когда в ГМИИ должна состояться грандиозная выставка коллекции братьев Морозовых.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+