18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж проводит выставку датского скульптора Бертеля Торвальдсена

На выставке «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена» к 250-летию певца античной красоты собрали 6 мраморных рельефов и 2 статуи из коллекции Эрмитажа и 18 рисунков из музея скульптора в Копенгагене

Классика выставочного показа в честь 250-летия со дня рождения национального художественного героя Дании Бертеля Торвальдсена (1768/1770–1844), популярного среди его современников — ценителей изящных искусств в России. Шесть мраморных рельефов и две статуи из российского музея, восемнадцать рисунков — из Музея Торвальдсена в Копенгагене.

Современники утверждали, что, живя в Риме почти 40 лет, Торвальдсен мало читал античных классиков. Разве что для вдохновения пару страниц Гомера в переводе на немецкий. Но дотошные современные искусствоведы убеждены: круг общения скульптора был таким, что хватало устных пересказов. Например, поэзии Анакреонта, занимавшего умы европейских интеллектуалов начала XIX века.

Амур, или Эрот, был любимым персонажем Торвальдсена. На рисунках из датского музея он изображен в обществе то Венеры, то бабочки (души человеческой), то в компании трех граций, играющим то на лире, то на флейте Пана. Скульптура «Амур, играющий на лире» принадлежала Михаилу Милорадовичу, петербургскому генерал-губернатору. После его гибели от рук декабристов изящная вещь была куплена Николаем I для Эрмитажа.

Рельеф «Амур у Анакреонта» изображает историю, рассказанную поэтом. Ненастной ночью он пустил в свой дом и обогрел мальчика. Тот своеобразно поблагодарил за кров, вонзив стрелу в грудь старца. Четыре рисунка показывают, как Торвальдсен искал образы, делая Анакреонта все наивнее и беззащитнее, а Амура — все коварнее и циничнее. Впрочем, Анакреонт воспевал беззаботную жизнь, признавая, что душевные проблемы создает только Амур.

Впервые Эрмитаж показывает публике серию из четырех барельефов «Власть Амура над стихиями». Они долгое время находились в Висячем саду. Вполне в духе Анакреонта пухленький мальчуган запросто управляет всеми стихиями. Он ловко оседлал дельфина (вода) и орла (воздух). С помощью тетивы лука Амур ведет «под уздцы» трехголового пса Цербера (огонь). Лев (земля) подобострастно лижет ступню нашему мальчику. Рисунки «Амур и дельфин» и «Амур и лев» показывают, как Торвальдсен искал для Амура естественную позу верхом на дельфине, а льву придавал образ покорности.

Замыкают диалог рисунка и скульптуры «Автопортрет», нарисованный Торвальдсеном в 1811 году, и мраморный «Ганимед» 1816 года. На карандашном рисунке в профиль, как на медалях, изображен человек, знающий себе цену. В это время Торвальдсен — римская знаменитость, знамя Антонио Кановы попало в надежные руки. Миф о юноше Ганимеде, за красоту похищенном Зевсом, чтобы исполнять на небе роль простого виночерпия, напоминает о суетности всего земного.

Государственный Эрмитаж
«Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена»
До 3 октября

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+