Эрмитаж проводит выставку датского скульптора Бертеля Торвальдсена

Бертель Торвальдсен. «Амур — покоритель ада (Амур с собакой)». Фото: Государственный Эрмитаж
Бертель Торвальдсен. «Амур — покоритель ада (Амур с собакой)».
Фото: Государственный Эрмитаж

На выставке «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена» к 250-летию певца античной красоты собрали 6 мраморных рельефов и 2 статуи из коллекции Эрмитажа и 18 рисунков из музея скульптора в Копенгагене

Классика выставочного показа в честь 250-летия со дня рождения национального художественного героя Дании Бертеля Торвальдсена (1768/1770–1844), популярного среди его современников — ценителей изящных искусств в России. Шесть мраморных рельефов и две статуи из российского музея, восемнадцать рисунков — из Музея Торвальдсена в Копенгагене.

Современники утверждали, что, живя в Риме почти 40 лет, Торвальдсен мало читал античных классиков. Разве что для вдохновения пару страниц Гомера в переводе на немецкий. Но дотошные современные искусствоведы убеждены: круг общения скульптора был таким, что хватало устных пересказов. Например, поэзии Анакреонта, занимавшего умы европейских интеллектуалов начала XIX века.

Амур, или Эрот, был любимым персонажем Торвальдсена. На рисунках из датского музея он изображен в обществе то Венеры, то бабочки (души человеческой), то в компании трех граций, играющим то на лире, то на флейте Пана. Скульптура «Амур, играющий на лире» принадлежала Михаилу Милорадовичу, петербургскому генерал-губернатору. После его гибели от рук декабристов изящная вещь была куплена Николаем I для Эрмитажа.

Рельеф «Амур у Анакреонта» изображает историю, рассказанную поэтом. Ненастной ночью он пустил в свой дом и обогрел мальчика. Тот своеобразно поблагодарил за кров, вонзив стрелу в грудь старца. Четыре рисунка показывают, как Торвальдсен искал образы, делая Анакреонта все наивнее и беззащитнее, а Амура — все коварнее и циничнее. Впрочем, Анакреонт воспевал беззаботную жизнь, признавая, что душевные проблемы создает только Амур.

Бертель Торвальдсен. «Анакреонт и Амур». 1807−1810. Фото: Музей Торвальдсена, Копенгаген
Бертель Торвальдсен. «Анакреонт и Амур». 1807−1810.
Фото: Музей Торвальдсена, Копенгаген

Впервые Эрмитаж показывает публике серию из четырех барельефов «Власть Амура над стихиями». Они долгое время находились в Висячем саду. Вполне в духе Анакреонта пухленький мальчуган запросто управляет всеми стихиями. Он ловко оседлал дельфина (вода) и орла (воздух). С помощью тетивы лука Амур ведет «под уздцы» трехголового пса Цербера (огонь). Лев (земля) подобострастно лижет ступню нашему мальчику. Рисунки «Амур и дельфин» и «Амур и лев» показывают, как Торвальдсен искал для Амура естественную позу верхом на дельфине, а льву придавал образ покорности.

Замыкают диалог рисунка и скульптуры «Автопортрет», нарисованный Торвальдсеном в 1811 году, и мраморный «Ганимед» 1816 года. На карандашном рисунке в профиль, как на медалях, изображен человек, знающий себе цену. В это время Торвальдсен — римская знаменитость, знамя Антонио Кановы попало в надежные руки. Миф о юноше Ганимеде, за красоту похищенном Зевсом, чтобы исполнять на небе роль простого виночерпия, напоминает о суетности всего земного.

Государственный Эрмитаж
«Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена»
До 3 октября

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+