Прощальное слово о триумфальной арке

Арка из стульев в Хай-Уикоме, построенная в честь визита принца и принцессы Уэльских. 1880 г. Фото: Wycombe Museum
Арка из стульев в Хай-Уикоме, построенная в честь визита принца и принцессы Уэльских. 1880 г.
Фото: Wycombe Museum
№93, июль-август 2021
№93
Материал из газеты

Питер Хауэлл в подробностях рассказывает о триумфальных арках всех времен и народов

Триумфальная арка как тип архитектуры хорошо известна: одна арка, две или три, расположенные между пилястрами, поддерживающими аттик, где помещаются надписи, рельефы или статуи. Сначала их возводили только в Риме, потом они распространились по всей Римской империи — от Марокко до Шотландии, а гораздо позже и по всему миру.

Название этого сооружения связано с церемонией приветствия полководца, возвращавшегося с победой в Рим. Триумфатор проезжал через арку, облаченный в расшитые одежды Юпитера, подобно этрусскому божеству; его лицо было окрашено в пурпурный цвет. Он ехал с окраины города на колеснице, вслед за ним двигались его войска, часто напевавшие непристойные песни и грубо подшучивавшие над своим командиром. Публике демонстрировались трофеи и плененные вражеские военачальники; некоторых из них (во времена республики, конечно) казнили у подножия Капитолийского холма, по которому полководец затем поднимался к храму Юпитера, где слагал с себя полномочия. После периода правления Августа в церемонии стали участвовать императоры, а полководцы рангом пониже довольствовались более скромными торжествами.

Впрочем, наименование «триумфальная арка» появилось намного позже зарождения этой традиции — лишь к тому времени, когда по всей империи и даже за ее пределами уже были построены всевозможные варианты такого сооружения. Эта архитектурная схема легла в основу разнообразных композиций: алтарных картин, фасадов церквей, надгробий. Арки над процессиями королей и князей стали обычным явлением в европейских городах.

Peter Howell. The Triumphal Arch. Unicorn Publishing. 384 c. £50.На английском языке.
Peter Howell. The Triumphal Arch. Unicorn Publishing. 384 c. £50.На английском языке.

Все это и многое другое Питер Хауэлл описал в книге «Триумфальная арка», впервые представив исчерпывающий рассказ об этом типе архитектуры со всеми его вариациями. Материала было настолько много, что автор столкнулся с неизбежными проблемами его организации: семь глав здесь посвящены древности и лишь одна отводится на целое следующее тысячелетие (в ней, в частности, не упоминается о тройных входных портиках средневековых церквей, что кажется странным). Однако подобные упущения не снижают общей ценности этого труда.

В книге собраны многие обойденные вниманием примеры, такие как Арка аборигенов 1901 года в австралийском Брисбене, где в роли скульптур выступали живые аборигены, а также сделанная из стульев арка 1880 года в английском Хай-Уикоме. По мере приближения к современности образцы становятся все более спорными. Так, Большая арка Дефанс в Париже — вовсе не арка, а куб, имеющий существенный недостаток: он перерезает вид от Елисейских Полей через Триумфальную арку, расположенную на площади Звезды.

Можно сказать, что подобный тип арок постепенно исчезает, и автор предложил исчерпывающее его поминовение. Сомневаюсь, что кто-то сумеет написать об этом лучше или хотя бы возьмется конкурировать с книгой Хауэлла.  

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+