18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Третьяковка потратила доход от эндаумента на картины про свадьбу и похороны

Музей приобрел два полотна внука Зинаиды Серебряковой — художника-монументалиста Ивана Николаева, оформившего станции метро «Боровицкая», «Отрадное» и «Достоевская»

Новые приобретения Государственной Третьяковской галереи были представлены в залах постоянной экспозиции на Крымском Валу. Это станковые произведения известного советского художника-монументалиста Ивана Валентиновича Николаева (р. 1940), представителя знаменитой династии Серебряковых — Лансере — Бенуа, — картины «Свадьба у Александровского сада» (1987) и «Похоронный оркестр» (1992). По данным Forbes, на первую потрачено 3 млн руб., на вторую — 1,5 млн руб.

На презентации работ директор музея Зельфира Трегулова сказала, что полотна приобретены на доход от эндаумент-фонда ГТГ. Фонд, основанный в 2018 году с помощью Благотворительного фонда Владимира Потанина, внесшего весомый начальный взнос в размере 100 млн руб., разделен на две части. Средства от одной идут на развитие малых музеев ГТГ, вторая позволяет пополнять коллекцию. Трегулова рассказала, что в 2020 году фондами управляли две разные компании: одна — аффилированная с банком ВТБ, вторая — с Газпромбанком, и они как бы соревновались в том, кто из них больше заработает для галереи.

В итоге 2020 год обеспечил весьма весомый доход в размере 9,6% — практически удалось достичь докризисного уровня прибыли.

Весной 2021 года на заседании совета по использованию целевого капитала было решено приобрести эти работы.

Показ приобретений прошел в присутствии детей и внуков автора. «Николаев — один из самых ярких и важных художников последних десятилетий, — отметила Трегулова. — Трудно поверить, что это первые картины художника, которые попали в собрание ГТГ. Я счастлива, что мы стоим перед его работами в постоянной экспозиции. Будем надеяться, что у нас получится приобрести еще. Коллеги из Русского музея опередили нас в этом вопросе».

По словам директора Третьяковской галереи, с полотном «Свадьба у Александровского сада» у нее связана памятная история. Когда Трегулова в качестве куратора готовила проект «Москва: сокровища и традиции» (1990), с успехом представивший панораму русского искусства начиная с XII века в музеях Сиэтла и Вашингтона, она не могла найти современную работу, которая стала бы достойным хронологическим завершением экспозиции, иллюстрирующим наши дни. «И вот тогда Светлана Джафарова посоветовала мне сходить в мастерскую к Николаеву, — рассказала Трегулова. — Я открыла в его мастерской новый мир, который был парадоксально далек от мира официального искусства, но при этом продолжал традиции русской живописи». В итоге эта картина поехала в США — а сегодня попала в постоянную экспозицию ГТГ.

Поэтому Николаев, чье творчество большинству москвичей известно (правда, анонимно) по оформлению станций метро «Боровицкая», «Отрадное» и «Достоевская», был хорошо знаком Трегуловой. «Когда несколько лет назад коллеги предложили мне сделать выставку его работ в галерее, я согласилась. Но оказалось, что у нас нет ни единого его произведения!» — отметила она. В итоге выставка Ивана Николаева прошла в ГТГ зимой 2018–2019 годов с участием произведений, предоставленных самим художником. Три трехмерных объекта и инсталляции («Голова», 1974–1975; «Музыкальный экспресс», 1976; «Смерть Попкова», 1978) он после завершения экспозиции подарил музею, а две обсуждаемые картины оставил на временное хранение. И вот теперь их удалось приобрести.

Зельфира Трегулова отметила на презентации: «Николаев — выдающийся монументалист, он этим и зарабатывал. Живописью же он занимался для себя, и выставка, сделанная нами, открыла многим глаза на его творчество». И добавила:

«Оказалось, что разделение на официальное и неофициальное искусство искусственно и его нельзя причислить ни туда, ни туда. При этом Николаев занимался экспериментами, опережая нонконформистов».

Куратор выставки 2018 года, научный сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи Анастасия Курляндцева так описала творчество мастера: «Николаев — особенный художник. Он стоит особняком от официальных и неофициальных линий искусства. Он придумал собственный метод, который идет от его монументальных работ, с плоскостями стен, потолков. И этот метод, вкупе с тем, что оба его родителя были театральными художниками и он фактически вырос в театре, дает нам гибрид экспрессионизма, сюрреализма и реализма».

Напомним, что в 2020 году доход от эндаумент-фонда Третьяковской галереи был потрачен на покупку «Ветки» Андрея Монастырского.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+