18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Русский музей показывает пейзаж в скульптуре

Выставка современной скульптуры собрала около 130 произведений из частных коллекций и Государственного Русского музея, которые дополнены картинами на тему скульптуры и пейзажа

Эта выставка не претендует на академическую полноту и даже на звание исследования. Она о том, что традиционного представления о видах и жанрах искусства больше не существует. Если скульптор Сергей Борисов называет свой объект из клеёного дерева «Трансоблако», Владислав Серов ваяет из искусственного камня «Реку», а 25 одинаковых сферических чаш из шамота образуют у Олега Татаринцева «Поле», то право зрителя — соглашаться или не соглашаться с тем, что это пейзаж. А внешний вид вируса — это портрет или пейзаж?

Эпиграфом к выставке может служить керамическая скульптура Александра Цигаля «Горожанин в лесу» из серии «Пейзажи». Некий юноша с удивлением обнаружил, что кроме многоэтажек существуют еще и деревья с раскидистыми кронами. В статье, опубликованной в выставочном альбоме, Елена Василевская, сокуратор выставки, поясняет, что в начале 1970-х годов советские керамисты первыми стали «скульптурничать» (выражение Осипа Мандельштама) и неизбежно пришли к пейзажу.

Владимир Гориславцев в «Отражении» с помощью раскрашенной глины показывает, как «бликуют» в воде плотно стоящие городские дома. Иронист Алексей Штерн лепит замысловатый «Петербургский дом на трех углах», ставя рядом названия трех улиц, которые в природе не пересекаются. «Полдень» выполнен Борисом Михайловым в духе Рене Магритта: на фоне голубого с редкими облачками неба инсталлирован набор предметов для натюрмортной постановки — бутылки, вазы разной формы, стаканы для кистей. Сделанные из белой глины, они уверенно создают образ городского пейзажа.

С приходом XXI века понятие «скульптура» окончательно размывается. Этот момент выставка маркирует инсталляцией Владимира Наседкина «Архитектура воды, металла и камней» («Город-утопия»), где соединены «архитектоны» из прозрачного акрила, фотографии и видеопроекция. Одновременно пейзаж в скульптуре может быть вполне традиционным, как бронзовое «Море» из серии «Четыре стихии» Михаила Дронова. Или рельеф из дерева Михаила Едомского «Белая ночь» с большим спящим котом на фоне классических петербургских видов.

Скульпторы пробуют сочетания разных материалов. «Луч солнца в холодном лесу» Сергея Астапова демонстрирует позолоченную гипсовую лису, рыскающую по такому же гипсовому, но раскрашенному масляными красками лесу. «Полнолуние» Елены Зарецкой состоит из ржавого осыпающегося (образ лунных кратеров) металлического диска и каменной полусферы — «отражения». Надежда Анфалова нашла на Кольском полуострове ржавые ядра. Вышила вручную шары такого же размера, добавила зеленой травы — получилась «Война и мир».

Постскриптумом к этой части выставки можно считать «Каток» Олега Жогина. Конькобежец мчится по стальному листу, образующему ленту Мебиуса. Куда он приедет — неизвестно.

Собственно с пейзажами, изображающими скульптуру, в данном проекте все проще. Как пишет в упомянутом альбоме Любовь Шакирова из ГРМ, художники наделяют статуи телесностью, фигуры общаются, испытывают сложные эмоции. В конечном итоге заменяют собой суетливых людей.

Эту линию легко проследить у разных авторов. У Натальи Нестеровой в «Летнем саду» простоватый посетитель пытается заговорить с мраморной Церерой. Вячеслав Пакулин и Анатолий Заславский заворожены Кутузовым, который стоит у Казанского собора и указывает путь войскам. Но его армии давно нет, а есть прохожие, беспорядочно снующие во все стороны. И только бронзовому Ленину у Финляндского вокзала на картине Алексея Ланцева «Матросы на Финляндском», кажется, удается направить на путь истинный пришедших посмотреть на него моряков.

Государственный Русский музей
«Пейзаж в скульптуре. Скульптура в пейзаже»
До 30 сентября

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+