18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский музей показывает пейзаж в скульптуре

Выставка современной скульптуры собрала около 130 произведений из частных коллекций и Государственного Русского музея, которые дополнены картинами на тему скульптуры и пейзажа

Эта выставка не претендует на академическую полноту и даже на звание исследования. Она о том, что традиционного представления о видах и жанрах искусства больше не существует. Если скульптор Сергей Борисов называет свой объект из клеёного дерева «Трансоблако», Владислав Серов ваяет из искусственного камня «Реку», а 25 одинаковых сферических чаш из шамота образуют у Олега Татаринцева «Поле», то право зрителя — соглашаться или не соглашаться с тем, что это пейзаж. А внешний вид вируса — это портрет или пейзаж?

Эпиграфом к выставке может служить керамическая скульптура Александра Цигаля «Горожанин в лесу» из серии «Пейзажи». Некий юноша с удивлением обнаружил, что кроме многоэтажек существуют еще и деревья с раскидистыми кронами. В статье, опубликованной в выставочном альбоме, Елена Василевская, сокуратор выставки, поясняет, что в начале 1970-х годов советские керамисты первыми стали «скульптурничать» (выражение Осипа Мандельштама) и неизбежно пришли к пейзажу.

Владимир Гориславцев в «Отражении» с помощью раскрашенной глины показывает, как «бликуют» в воде плотно стоящие городские дома. Иронист Алексей Штерн лепит замысловатый «Петербургский дом на трех углах», ставя рядом названия трех улиц, которые в природе не пересекаются. «Полдень» выполнен Борисом Михайловым в духе Рене Магритта: на фоне голубого с редкими облачками неба инсталлирован набор предметов для натюрмортной постановки — бутылки, вазы разной формы, стаканы для кистей. Сделанные из белой глины, они уверенно создают образ городского пейзажа.

С приходом XXI века понятие «скульптура» окончательно размывается. Этот момент выставка маркирует инсталляцией Владимира Наседкина «Архитектура воды, металла и камней» («Город-утопия»), где соединены «архитектоны» из прозрачного акрила, фотографии и видеопроекция. Одновременно пейзаж в скульптуре может быть вполне традиционным, как бронзовое «Море» из серии «Четыре стихии» Михаила Дронова. Или рельеф из дерева Михаила Едомского «Белая ночь» с большим спящим котом на фоне классических петербургских видов.

Скульпторы пробуют сочетания разных материалов. «Луч солнца в холодном лесу» Сергея Астапова демонстрирует позолоченную гипсовую лису, рыскающую по такому же гипсовому, но раскрашенному масляными красками лесу. «Полнолуние» Елены Зарецкой состоит из ржавого осыпающегося (образ лунных кратеров) металлического диска и каменной полусферы — «отражения». Надежда Анфалова нашла на Кольском полуострове ржавые ядра. Вышила вручную шары такого же размера, добавила зеленой травы — получилась «Война и мир».

Постскриптумом к этой части выставки можно считать «Каток» Олега Жогина. Конькобежец мчится по стальному листу, образующему ленту Мебиуса. Куда он приедет — неизвестно.

Собственно с пейзажами, изображающими скульптуру, в данном проекте все проще. Как пишет в упомянутом альбоме Любовь Шакирова из ГРМ, художники наделяют статуи телесностью, фигуры общаются, испытывают сложные эмоции. В конечном итоге заменяют собой суетливых людей.

Эту линию легко проследить у разных авторов. У Натальи Нестеровой в «Летнем саду» простоватый посетитель пытается заговорить с мраморной Церерой. Вячеслав Пакулин и Анатолий Заславский заворожены Кутузовым, который стоит у Казанского собора и указывает путь войскам. Но его армии давно нет, а есть прохожие, беспорядочно снующие во все стороны. И только бронзовому Ленину у Финляндского вокзала на картине Алексея Ланцева «Матросы на Финляндском», кажется, удается направить на путь истинный пришедших посмотреть на него моряков.

Государственный Русский музей
«Пейзаж в скульптуре. Скульптура в пейзаже»
До 30 сентября

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+