18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Газетные новости из отдельно взятой головы

№93
Материал из газеты

В сборник Аркадия Ипполитова включены статьи, написанные больше 20 лет назад — но читать их так же интересно, как и в те времена, когда они служили рецензиями на заграничные выставки

Новая книга искусствоведа и писателя Аркадия Ипполитова «Универсам „Пинакотека“: от Джованни Тьеполо до Казимира Малевича» состоит из восьмидесяти и одной статьи. Последняя — «У Христа за пазухой. О выставке русского искусства в Ватикане» — длиннее и «младше» предыдущих, и она единственная рассказывает о проекте, где сам Ипполитов был куратором. Остальные тексты, написанные с апреля 1994-го по март 1997-го, почти все имеют одинаковый размер и представляют выставки, проходившие в разных музеях мира. Впервые эти статьи были опубликованы в субботних выпусках газеты «Коммерсант» и занимали заранее отведенное им место. Правда, факт этот в книге не отмечен.

В «Коммерсанте» 1990-х тексты Ипполитова отличались от других: они не были строго новостными, хотя имели информационный повод — открытие выставки.

Но выставки эти открывались без участия автора, который никак не мог быть в конце мая в Бостоне, а в июне в Берлине, Мадриде и Мюнхене. Если накануне нынешней пандемии такой маршрут считался возможным, то в 1994 году — нет. Да и онлайн посмотреть их было нельзя: интернет только появился. Поэтому описывались не сами выставки — последние лишь служили поводом для вольных рассуждений о художниках, временах и экспозиционных жанрах.

Например, о былой сенсационной выставке Яна Вермеера есть даже два текста: ее показывали в Национальной галерее в Вашингтоне, а потом в гаагском музее Маурицхёйс. О самом художнике (Ипполитов пишет по тогдашней, но прошедшей моде — Вермер) там сказано все, что возможно, но еще и о том, как он стал «безусловным баловнем интеллектуалов ХХ века», что его «Вид Делфта» «играет в романе „В поисках утраченного времени“ не менее важную роль, чем некоторые персонажи», что философ Йохан Хёйзинга упрекал гения в отсутствии идей и истинного чувства стиля, а режиссер Питер Гринуэй его просто ненавидел.

Читать такое в ежедневной газете было удивительно. Но у Ипполитова были фанаты, собиравшие вырезки с его текстами. И сегодня от этих текстов получаешь то же удовольствие. Во-первых, так свободно давно уже не пишут, предпочитают информацию, факты и прямую речь кураторов. Во-вторых, короткие статьи читать легче, чем книги того же автора, где цепочки ассоциаций и долгие отступления от основного сюжета утомляют нетерпеливых.

К тому же в «Универсаме „Пинакотека“» большой выбор художников: после Тьеполо читаешь о голландцах конца XVI — начала XVII века (теперь название «Рассвет золотого века» в Рейксмузеуме вряд ли возможно), после Пикассо — об Аршиле Горки. Закончив статью о выставке «Абстракционизм в двадцатом веке: полный риск, свобода, дисциплина» в Музее Гуггенхайма, переходишь к рассказу о юбилейной персоналке Гойи в Прадо.

И все интересно, все манит заголовками: «Экспозиция Моне в Чикаго сравнима лишь с Неделей высокой моды», «Лондонская школа получила признание даже во Франции» (о выставке Фрейда и Бэкона в Гран-пале), «Со временем абстракционизм из стиля превратился в жанр».

Заголовки завлекают, но не обманывают: в текстах много таких же, только кажущихся парадоксальными, утверждений.

Например: «Произведение импрессионизма увидено, произведение Сезанна — вычислено». Или вот — о выставке «Вера, надежда, любовь и смерть» в венском Кунстхалле, где были собраны произведения художников разных веков и национальностей (похоже, Ипполитову она не понравилась): «В результате листы Шонгауэра и Дюрера оказываются произведениями XX века, как это и произошло на выставке в Вене, где они стали своего рода маслинами в аппетитной солянке нашего столетия».

Вообще, он не поклонник блокбастеров. «Масштабные монографические выставки в Париже, Нью-Йорке или Амстердаме ныне составляют особый жанр экспозиционного искусства. Они шикарны, монументальны, исполнены государственного пафоса. И более похожи друг на друга, чем представляемые на них живописцы». Не жалует автор и выставки, где кураторская концепция тенденциозно преподносит художника. «Превращение юного Пикассо в моднейшую фигуру сегодняшнего дня, в Педро Альмодовара начала века, по-своему закономерно: любая выставка прежде всего представляет то время, когда она сделана, и лишь потом то, которому посвящена».

Статьи Ипполитова спустя четверть века после их первой публикации воскрешают в памяти и давно прошедшие выставки, и время, когда они появились, и художников, которые не стареют — как и хорошо написанные тексты о них. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
6
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+