18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Газетные новости из отдельно взятой головы

№93
Материал из газеты

В сборник Аркадия Ипполитова включены статьи, написанные больше 20 лет назад — но читать их так же интересно, как и в те времена, когда они служили рецензиями на заграничные выставки

Новая книга искусствоведа и писателя Аркадия Ипполитова «Универсам „Пинакотека“: от Джованни Тьеполо до Казимира Малевича» состоит из восьмидесяти и одной статьи. Последняя — «У Христа за пазухой. О выставке русского искусства в Ватикане» — длиннее и «младше» предыдущих, и она единственная рассказывает о проекте, где сам Ипполитов был куратором. Остальные тексты, написанные с апреля 1994-го по март 1997-го, почти все имеют одинаковый размер и представляют выставки, проходившие в разных музеях мира. Впервые эти статьи были опубликованы в субботних выпусках газеты «Коммерсант» и занимали заранее отведенное им место. Правда, факт этот в книге не отмечен.

В «Коммерсанте» 1990-х тексты Ипполитова отличались от других: они не были строго новостными, хотя имели информационный повод — открытие выставки.

Но выставки эти открывались без участия автора, который никак не мог быть в конце мая в Бостоне, а в июне в Берлине, Мадриде и Мюнхене. Если накануне нынешней пандемии такой маршрут считался возможным, то в 1994 году — нет. Да и онлайн посмотреть их было нельзя: интернет только появился. Поэтому описывались не сами выставки — последние лишь служили поводом для вольных рассуждений о художниках, временах и экспозиционных жанрах.

Например, о былой сенсационной выставке Яна Вермеера есть даже два текста: ее показывали в Национальной галерее в Вашингтоне, а потом в гаагском музее Маурицхёйс. О самом художнике (Ипполитов пишет по тогдашней, но прошедшей моде — Вермер) там сказано все, что возможно, но еще и о том, как он стал «безусловным баловнем интеллектуалов ХХ века», что его «Вид Делфта» «играет в романе „В поисках утраченного времени“ не менее важную роль, чем некоторые персонажи», что философ Йохан Хёйзинга упрекал гения в отсутствии идей и истинного чувства стиля, а режиссер Питер Гринуэй его просто ненавидел.

Читать такое в ежедневной газете было удивительно. Но у Ипполитова были фанаты, собиравшие вырезки с его текстами. И сегодня от этих текстов получаешь то же удовольствие. Во-первых, так свободно давно уже не пишут, предпочитают информацию, факты и прямую речь кураторов. Во-вторых, короткие статьи читать легче, чем книги того же автора, где цепочки ассоциаций и долгие отступления от основного сюжета утомляют нетерпеливых.

К тому же в «Универсаме „Пинакотека“» большой выбор художников: после Тьеполо читаешь о голландцах конца XVI — начала XVII века (теперь название «Рассвет золотого века» в Рейксмузеуме вряд ли возможно), после Пикассо — об Аршиле Горки. Закончив статью о выставке «Абстракционизм в двадцатом веке: полный риск, свобода, дисциплина» в Музее Гуггенхайма, переходишь к рассказу о юбилейной персоналке Гойи в Прадо.

И все интересно, все манит заголовками: «Экспозиция Моне в Чикаго сравнима лишь с Неделей высокой моды», «Лондонская школа получила признание даже во Франции» (о выставке Фрейда и Бэкона в Гран-пале), «Со временем абстракционизм из стиля превратился в жанр».

Заголовки завлекают, но не обманывают: в текстах много таких же, только кажущихся парадоксальными, утверждений.

Например: «Произведение импрессионизма увидено, произведение Сезанна — вычислено». Или вот — о выставке «Вера, надежда, любовь и смерть» в венском Кунстхалле, где были собраны произведения художников разных веков и национальностей (похоже, Ипполитову она не понравилась): «В результате листы Шонгауэра и Дюрера оказываются произведениями XX века, как это и произошло на выставке в Вене, где они стали своего рода маслинами в аппетитной солянке нашего столетия».

Вообще, он не поклонник блокбастеров. «Масштабные монографические выставки в Париже, Нью-Йорке или Амстердаме ныне составляют особый жанр экспозиционного искусства. Они шикарны, монументальны, исполнены государственного пафоса. И более похожи друг на друга, чем представляемые на них живописцы». Не жалует автор и выставки, где кураторская концепция тенденциозно преподносит художника. «Превращение юного Пикассо в моднейшую фигуру сегодняшнего дня, в Педро Альмодовара начала века, по-своему закономерно: любая выставка прежде всего представляет то время, когда она сделана, и лишь потом то, которому посвящена».

Статьи Ипполитова спустя четверть века после их первой публикации воскрешают в памяти и давно прошедшие выставки, и время, когда они появились, и художников, которые не стареют — как и хорошо написанные тексты о них. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+