18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Выставка номинантов премии «Инновация» проходит в Нижнем Новгороде

В этом году произведения номинан тов «Инновации» показывают в нижегородском «Арсенале» до вручения премии, которое состоится 27 августа

Премия «Инновация» — одна из четырех главных российских премий в области современного искусства. Три другие — Кандинского, Курехина и премия The Art Newspaper Russia — частные инициативы, а «Инновация» — награда государственная. Вручают ее с 2005 года, количество номинаций постепенно увеличилось до семи: «Проект года», «Куратор года», «Региональный проект», «Новая генерация», «Книга года», «За творческий вклад» и «За поддержку современного искусства». С 2019-го местом проведения «Инновации» стал Нижний Новгород. Точнее — Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (ГЦСИ Нижний Новгород — Арсенал). В 2020-м из-за пандемии призовой фонд премии в 3 млн руб. разделили поровну между всеми, кто попал в шорт-лист, что было исключением из правил.

В этом году на премию было подано 460 заявок, из которых жюри отобрало 35 работ. Нарушая устоявшуюся традицию, итоговую выставку открыли 25 июня, а победителей назовут в конце августа. Обычно открытие выставки и объявление победителей проходило одновременно, а потом публика пару месяцев ходила и смотрела, кто есть самый важный в современном искусстве. В нынешнем году она тоже может смотреть, но как бы вслепую, еще не зная, кто «Инновацию» выиграет.

Наверное, в таком регламенте тоже есть свое очарование, так как акцент переносится с соревнования на, так сказать, консолидированное высказывание. По словам куратора Дарьи Ткачевой, общей платформой для всех отечественных художников стал «образовательный поворот». Если раньше таким общим знаменателем был новый образный язык (все, что не живопись и скульптура, инсталляции, акции и проч.) или социальная позиция (за демократию и против тоталитаризма), то сегодня важно поделиться со зрителем новыми знаниями. Огромное количество художественных произведений включают разного рода исторические исследования, граница между изучением темы и визуальной ее интерпретацией становится все более условной.

Например, Елизавета Коновалова (проект «Свобода. 1919.2020») заинтересовалась барельефом, когда-то украшавшим Большой Каменный мост в Москве. На барельефе была изображена фигурка с поднятой рукой, почти неузнаваемая под многочисленными слоями масляной краски. Художница выяснила, что это изображение статуи Свободы скульптора Николая Андреева, памятник первой советской конституции. Елизавета сделала из барельефа трехметровый фотоснимок, чтобы показать, как за 100 лет символ свободы растерял свою героическую привлекательность.

Или вот проект «Что, если?» Марии Сафроновой, буквально посвященный школе, а точнее — занятиям по ОБЖ: на картинах мы видим школьников, примеряющих костюмы химзащиты и разбирающих автомат. Живопись исполнена в добротной академической манере, которая подчеркивает обыденность происходящего. Но что, если эти знания действительно понадобятся? Автор иллюстрирует худший сценарий видами заброшенных опустевших классов. Такое вот деликатное, без аффектации размышление о возможном конце света.

Далеко не все произведения имеют политический подтекст. «Сад ускользающих соноров» Сергея Филатова — это металлические лепестки, свободно висящие в пространстве. Когда зритель оказывается поблизости, где-то замыкается сеть, и металл, получив электрический импульс, начинает звучать. После недавних эпохальных выставок кинетического искусства арт-сообщество с огромной благосклонностью воспринимает проекты на стыке техники и арта.

Эффектную работу «Картотека гоголевских ландшафтов Российской империи. По пьесе Н.В.Гоголя „Мертвые души“» представила выпускница ГИТИСа Евгения Ржезникова. Зрителю предлагают подойти к микрофону перед экраном, надеть наушники и прочитать с листа отрывок из Гоголя. От звука голоса инсталляция оживает: на экране начинают плыть русские пейзажи, появляются анимированные крестьяне, звучат народные песни. Если бы награждали за интерактивность, за вовлечение в игру, то эта работа наверняка получила бы премию. При обилии отвлекающих моментов, колоритных пейзан и музыки самым восхитительным оказывается первоисточник — текст «Мертвых душ».

В номинацию «Проект года» попали такие громкие выставки, как «Мы храним наши белые сны» (уже отмеченная премией The Art Newspaper Russia как «Выставка года»), «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», «Найди еврея. 3D-повесть» и проч. Среди книг интригуют «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2020» Антонины Трубицыной. На звание «Куратор года» претендует Георгий Шаров, в одиночку подготовивший фестиваль стрит-арта «Один за всех» в Братске. С полным списком номинантов и описанием проектов можно ознакомиться на сайте премии.

В этом году «Инновацию» вручают в 16-й раз. Каждый год по итогам премии издают каталог. Составленные воедино, они воспринимаются как полная и объективная летопись современного русского искусства, и это одно из важнейших достижений премии.

Государственный центр современного искусства в Нижнем Новгороде (Арсенал)
Выставка номинантов премии «Инновация-2021»
До 29 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+