18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Высоко-Петровский монастырь восстанавливает храм-усыпальницу

№93
Материал из газеты

Уже отреставрированы церковь Петра Митрополита и храм-усыпальница в честь Боголюбской иконы Божией Матери

В столице продолжается реставрация зданий Высоко-Петровского монастыря, основанного в XIV веке. Его комплекс создавался преимущественно в XVI–XVIII веках, он является одним из лучших образцов нарышкинского барокко. Работы в обители, бывшей родовой усыпальницей Нарышкиных, надеются завершить к 350-летию со дня рождения Петра I, более 20 родичей которого по материнской линии погребены именно здесь.

Восстановление монастырского храма-усыпальницы в честь Боголюбской иконы Божией Матери началось в 2019 году. В ходе работ в интерьере церкви была обнаружена настенная живопись XVIII–XIX веков, а также открыто несколько склепов. В 2020 году найдены захоронения родителей царицы Натальи — Кирилла и Анны Нарышкиных, а также ее сестер и братьев, в том числе знаменитых соратников Петра — Льва и Кирилла Нарышкиных. Обнаружились и другие погребения, считавшиеся утраченными, причем уже достаточно давно — со времен наполеоновского нашествия, разорения которого были усугублены секуляризацией монастыря после 1917 года.

Как рассказал наместник монастыря игумен Петр (Еремеев), фрагменты разбитых надгробий Нарышкиных были недавно обнаружены под временным полом в слое мусора. В монастыре планируют постепенно реконструировать надгробия, обозначающие местоположение подземных склепов, благодаря чему пространство церкви опять будет выглядеть как усыпальница, повторяя внутренний облик храма в XIX веке, когда нарышкинские надгробия были восстановлены в первый раз, вскоре после Отечественной войны 1812 года.

Также завершаются работы по воссозданию архитектурного облика усыпальницы, построенной в последней трети XVIII века подле Боголюбского храма, где захоронены еще три представителя рода Нарышкиных.

Боголюбская церковь оказалась единственным зданием, в котором сохранились старинные росписи. Среди сюжетов — «Омовение ног», «Воскресение Христово» и «Святая Троица в окружении небесных сил», а также верхняя часть живописного «Распятия» и изображение святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Это масляная живопись, тонкая, слабофактурная, на тонкой штукатурной основе. Предполагается, что автором росписей был художник Иван Сергеевич Сушкин, о котором подробных сведений не имеется. На основе сохранившихся под слоем штукатурки и краски фрагментов был разработан проект реставрации по состоянию на XIX век, так как именно рубежом XVIII–XIX столетий они датируются на основе стилистического анализа.

Игумен Петр на встрече с министром культуры РФ Ольгой Любимовой рассказал, что после восстановления Боголюбского храма настанет черед Сергиевской церкви с окружающим ее гульбищем. С 2016 года в Высоко-Петровском монастыре уже отреставрировали колокольню с надвратной Покровской церковью, церкви Святого Пахомия и Петра Митрополита, Толгскую церковь, Сергиевскую трапезную, Нарышкинские палаты, Келейный и Игуменский корпуса. По словам начальника отдела реставрации и ремонта финансово-хозяйственного управления Московского патриархата Екатерины Инасаридзе, все реставрационные работы на территории монастыря финансируются в рамках программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы. Кроме того, помогают благотворители.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+