Реставраторы задумались о том, как спасти пластмассу от неизбежного разрушения

Набор «Кукольный доктор». 1964. Фото: Gordon Spiel/Courtesy of the Wende Museum
Набор «Кукольный доктор». 1964.
Фото: Gordon Spiel/Courtesy of the Wende Museum
№93, июль-август 2021
№93
Материал из газеты

Изучение предметов из пластика, произведенных в Восточной Германии, позволит лучше понять, какими путями они стареют и разрушаются

Фены, телевизоры, печатные машинки и сотни других изделий из пластика, произведенных в Германской Демократической Республике в период с 1949 по 1990 год, изучат в рамках сов­местного исследовательского проекта Института реставрации Гетти, расположенного неподалеку от Лос-Анджелеса Wende Museum («Музей перемен», Wende — термин, обозначающий объединение Германии) и мюнхенского музея дизайна «Новая коллекция».

Консервация и реставрация пластика — сложная отрасль, развитие которой началось лишь в 1990-е годы. Различные виды пластика, произведенные из всевозможных веществ при помощи разных технологических процессов, стареют не одинаково: одни приобретают хрупкость и трескаются, другие плавятся и становятся липкими, третьи идут пузырями и искривляются. Многие бледнеют или меняют цвет. Поэтому, как объясняет старший научный сотрудник Института реставрации Гетти Одиль Мэдден, их реставрация требует очень разных подходов в зависимости от состава. «Миска из нитроцеллюлозы будет стареть совсем не так, как миска из ацетилцеллюлозы, и методы ухода за ними, скорее всего, не будут похожи», — говорит она.

Лейки для цветов. 1960. Фото: Die Neue Sammlung | The Design Museum/A.Laurenzo
Лейки для цветов. 1960.
Фото: Die Neue Sammlung | The Design Museum/A.Laurenzo

Тим Бехтольд, возглавляющий отдел реставрации «Новой коллекции», сетует, что информации о методах реставрации и уходе за предметами из пластика по-прежнему очень мало. «Наша задача заключается в том, чтобы составить инструкции для музеев и коллекционеров, помогающие им установить, с какими именно материалами они имеют дело, узнать, как они стареют, а в идеале — и как с ними обращаться», — говорит он.

ГДР была крупным производителем пластика, который массово экспортировался как в Восточную Европу, так и на Запад. Бехтольд рассказывает, что западногерманские каталоги вроде Quelle и Otto продавали восточногерманские товары под другими названиями, чтобы скрыть их происхождение. В рамках проекта будет изучено около 600 объектов из ГДР, находящихся в собраниях Wende Museum и «Новой коллекции». Через два года в мюнхенской Пинакотеке современности должна пройти выставка под рабочим названием «Пластиковый дом».

Цитата
Александра Санькова
Директор Московского музея дизайна

У нас в коллекции очень много предметов из пластика. Одних только слайдов более 25 тыс., и еще около 5 тыс. экспонатов — это одежда (например, плащи), посуда, игрушки, аудио- и видеотехника. Этим предметам нужны особые условия хранения — защита от света и высокой температуры, так как главная проблема пластмасс состоит в том, что они выцветают и становятся хрупкими.

Мы следим за ними: моем, подкрашиваем сколы (нас консультируют в ГосНИИРе и помогает художник из Строгановки). Но настоящей реставрацией это назвать нельзя — это просто приведение в экспозиционный вид. В ГосНИИРе (а также в ВХНРЦ им. Грабаря. — TANR) специалистов по пластмассам нет. Это большая проблема. На реставрационных отделениях в России такому не учат, а вот в учебных заведениях Нидерландов есть специальность «реставратор новых материалов», в ведение которого входит пластик. Это очень востребованная профессия, ведь многие предметы, ставшие иконами дизайна, созданы из пластика. В Музее дизайна Брюсселя (ADAM) хранится 2 тыс. пластиковых предметов, собранных в 1980-е годы коллекционером Филиппом Деселем. В немецком Музее дизайна Vitra немало культовых объектов (в частности, стулья Вернера Пантона) сделано в 1960-х из единого куска пластмассы; сидеть на них уже нельзя, они слишком хрупкие и не выдержат вес человека.

При создании коллекции мы постоянно с этим сталкиваемся. Например, советские куклы-неваляшки. Очень трудно найти экземпляр, который сохранил бы оригинальный красный цвет и две «пуговки» на животе. Пластиковые упаковки от советских подарков с кремлевских елок в виде башен и пятиконечных звезд — уже все бледно-розовые, а не красные. Упаковку вообще трудно найти в хорошем состоянии: никому в голову не приходило ее хранить, ведь это расходный материал.

На мой взгляд, золотое дно — заняться реставрацией и восстановлением пластика. Ведь рано или поздно это потребуется и частным коллекционерам, и музеям. Скажем, легендарные радиоприемники ВЭФ (их производили с 1924 года): сломалась клавиша переключения — и все, замены не найти. А любители старых автомобилей! Они ищут по всему миру бакелитовые ручки рычагов и кнопки, потому что современных аналогов никто не производит. 

Еще…

Преподаватель Института реставрационных наук при Техническом университете Кельна Фридерике Вентиг уверена, что в многочисленных документах из архива Wende Museum можно найти ценную информацию о процессах и веществах, которые использовались в восточногерманском производстве пластика. Если на Западе в 1970–1980-е годы были широко распространены такие одноразовые изделия из пластика, как бритвенные станки и посуда, то ГДР, по ее словам, не была свойственна расточительность, «вещи создавались, чтобы служить три-четыре десятилетия».

Радиоприемник SKR 730. 1990. Фото: Die Neue Sammlung | The Design Museum/A.Laurenzo
Радиоприемник SKR 730. 1990.
Фото: Die Neue Sammlung | The Design Museum/A.Laurenzo

Мэдден рассказывает, что сначала исследователи подробно изучат избранные объекты из двух коллекций и установят компоненты и процессы, использованные при их изготовлении. Для анализа материалов потребуются не только микроскопы, но и такое оборудование, как инфракрасные и рентгенофлуоресцентные спектрометры. После идентификации материалов можно будет разработать подходящие для каждого предмета методы реставрации и консервации.

Хотя разные виды пластика стареют по-разному, их объединяет одно: старение отнюдь не улучшает внешний вид объекта. «Такие понятия, как патина, выдержанность временем — вроде романтики руин, которую мы ассоциируем с металлами и древесиной, к пластику не применимы, — говорит Мэдден. — От старого пластика никто не в восторге, кроме разве что реставраторов и ученых». 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+