18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реставраторы задумались о том, как спасти пластмассу от неизбежного разрушения

№93
Материал из газеты

Изучение предметов из пластика, произведенных в Восточной Германии, позволит лучше понять, какими путями они стареют и разрушаются

Фены, телевизоры, печатные машинки и сотни других изделий из пластика, произведенных в Германской Демократической Республике в период с 1949 по 1990 год, изучат в рамках сов­местного исследовательского проекта Института реставрации Гетти, расположенного неподалеку от Лос-Анджелеса Wende Museum («Музей перемен», Wende — термин, обозначающий объединение Германии) и мюнхенского музея дизайна «Новая коллекция».

Консервация и реставрация пластика — сложная отрасль, развитие которой началось лишь в 1990-е годы. Различные виды пластика, произведенные из всевозможных веществ при помощи разных технологических процессов, стареют не одинаково: одни приобретают хрупкость и трескаются, другие плавятся и становятся липкими, третьи идут пузырями и искривляются. Многие бледнеют или меняют цвет. Поэтому, как объясняет старший научный сотрудник Института реставрации Гетти Одиль Мэдден, их реставрация требует очень разных подходов в зависимости от состава. «Миска из нитроцеллюлозы будет стареть совсем не так, как миска из ацетилцеллюлозы, и методы ухода за ними, скорее всего, не будут похожи», — говорит она.

Тим Бехтольд, возглавляющий отдел реставрации «Новой коллекции», сетует, что информации о методах реставрации и уходе за предметами из пластика по-прежнему очень мало. «Наша задача заключается в том, чтобы составить инструкции для музеев и коллекционеров, помогающие им установить, с какими именно материалами они имеют дело, узнать, как они стареют, а в идеале — и как с ними обращаться», — говорит он.

ГДР была крупным производителем пластика, который массово экспортировался как в Восточную Европу, так и на Запад. Бехтольд рассказывает, что западногерманские каталоги вроде Quelle и Otto продавали восточногерманские товары под другими названиями, чтобы скрыть их происхождение. В рамках проекта будет изучено около 600 объектов из ГДР, находящихся в собраниях Wende Museum и «Новой коллекции». Через два года в мюнхенской Пинакотеке современности должна пройти выставка под рабочим названием «Пластиковый дом».

Цитата
Александра Санькова
Директор Московского музея дизайна

У нас в коллекции очень много предметов из пластика. Одних только слайдов более 25 тыс., и еще около 5 тыс. экспонатов — это одежда (например, плащи), посуда, игрушки, аудио- и видеотехника. Этим предметам нужны особые условия хранения — защита от света и высокой температуры, так как главная проблема пластмасс состоит в том, что они выцветают и становятся хрупкими.

Мы следим за ними: моем, подкрашиваем сколы (нас консультируют в ГосНИИРе и помогает художник из Строгановки). Но настоящей реставрацией это назвать нельзя — это просто приведение в экспозиционный вид. В ГосНИИРе (а также в ВХНРЦ им. Грабаря. — TANR) специалистов по пластмассам нет. Это большая проблема. На реставрационных отделениях в России такому не учат, а вот в учебных заведениях Нидерландов есть специальность «реставратор новых материалов», в ведение которого входит пластик. Это очень востребованная профессия, ведь многие предметы, ставшие иконами дизайна, созданы из пластика. В Музее дизайна Брюсселя (ADAM) хранится 2 тыс. пластиковых предметов, собранных в 1980-е годы коллекционером Филиппом Деселем. В немецком Музее дизайна Vitra немало культовых объектов (в частности, стулья Вернера Пантона) сделано в 1960-х из единого куска пластмассы; сидеть на них уже нельзя, они слишком хрупкие и не выдержат вес человека.

При создании коллекции мы постоянно с этим сталкиваемся. Например, советские куклы-неваляшки. Очень трудно найти экземпляр, который сохранил бы оригинальный красный цвет и две «пуговки» на животе. Пластиковые упаковки от советских подарков с кремлевских елок в виде башен и пятиконечных звезд — уже все бледно-розовые, а не красные. Упаковку вообще трудно найти в хорошем состоянии: никому в голову не приходило ее хранить, ведь это расходный материал.

На мой взгляд, золотое дно — заняться реставрацией и восстановлением пластика. Ведь рано или поздно это потребуется и частным коллекционерам, и музеям. Скажем, легендарные радиоприемники ВЭФ (их производили с 1924 года): сломалась клавиша переключения — и все, замены не найти. А любители старых автомобилей! Они ищут по всему миру бакелитовые ручки рычагов и кнопки, потому что современных аналогов никто не производит. 

Еще…

Преподаватель Института реставрационных наук при Техническом университете Кельна Фридерике Вентиг уверена, что в многочисленных документах из архива Wende Museum можно найти ценную информацию о процессах и веществах, которые использовались в восточногерманском производстве пластика. Если на Западе в 1970–1980-е годы были широко распространены такие одноразовые изделия из пластика, как бритвенные станки и посуда, то ГДР, по ее словам, не была свойственна расточительность, «вещи создавались, чтобы служить три-четыре десятилетия».

Мэдден рассказывает, что сначала исследователи подробно изучат избранные объекты из двух коллекций и установят компоненты и процессы, использованные при их изготовлении. Для анализа материалов потребуются не только микроскопы, но и такое оборудование, как инфракрасные и рентгенофлуоресцентные спектрометры. После идентификации материалов можно будет разработать подходящие для каждого предмета методы реставрации и консервации.

Хотя разные виды пластика стареют по-разному, их объединяет одно: старение отнюдь не улучшает внешний вид объекта. «Такие понятия, как патина, выдержанность временем — вроде романтики руин, которую мы ассоциируем с металлами и древесиной, к пластику не применимы, — говорит Мэдден. — От старого пластика никто не в восторге, кроме разве что реставраторов и ученых». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+