18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Операция «Берлин-202»

№93
Материал из газеты

Как США вывезли коллекцию старых мастеров из берлинских музеев сразу после Второй мировой, устроили им тур по 14 американским городам, но потом все-таки вернули назад

Скандальная операция, после которой армию США обвинили в разграблении культурных сокровищ Германии, стала темой выставки «Живопись, политика и „хранители памятников“. Берлинские шедевры в Америке» (9 июля — 3 октября) в Художественном музее Цинциннати. Она посвящена темной истории, произошедшей сразу после окончания Второй мировой войны, когда 14 крупных музеев США оказались втянуты в то, что куратор из Цинциннати Питер Джонатан Белл назвал «сомнительной с точки зрения морали» авантюрой, одобренной на государственном уровне.

В 1945 году американские члены Mo­nu­ments Men («хранители памятников», вариант перевода — «охотники за сокровищами»), группы офицеров армии союзников, чьей задачей было спасти художественные ценности, награбленные нацистами, рисковали пойти под трибунал: они протестовали против решения генерала Дуайта Д.Эйзенхауэра перевезти 202 картины старых мастеров из государственных музеев Берлина в США якобы на временное хранение. Их мнение проигнорировали, и коллекция, получившая название «Берлин-202», отправилась на хранение в Национальную художественную галерею в Вашингтоне. В 1949 году работы вернулись в Германию, но до этого они выставлялись в американской столице, а затем проехались по музеям США. Турне началось с Метрополитен-музея в Нью-Йорке и включало остановки в Филадельфии, Чикаго, Бостоне, Детройте, Кливленде, Миннеаполисе, Портленде, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Сент-Луисе, Питтсбурге и Толидо.

Эта история началась в апреле 1945 года, когда американские солдаты обнаружили в соляных шахтах недалеко от коммуны Меркерс-Кизельбах в Центральной Германии невероятный клад — множество произведений искусства, которые нацисты спрятали от бомбардировок. «Хранители памятников» доставили их в центральный пункт сбора в Висбадене, чтобы возвратить законным владельцам. Огромное количество работ успешно вернули, но на лучших старых мастеров из Берлина положили глаз.

Американское военное командование решило, что 202 картины должны быть временно вывезены в США — якобы на том основании, что «для обеспечения их безопасности в Германии нет квалифицированного персонала», как было указано в официальном заявлении Белого дома. Среди них были работы Фра Анджелико, Беллини, Брейгеля, Веласкеса, Вермеера, Гольбейна, Дюрера, Караваджо, Кранаха, Мане, Пуссена, Рафаэля, Рембрандта, Рубенса, Тинторетто, Тициана, Тьеполо, Шардена, ван Эйка.

Уолтер Фармер (1911–1997), глава центрального пункта в Висбадене, был шокирован решением военных. Он опасался, что оно повредит репутации «хранителей памятников» и поставит под угрозу состояние картин, а позже назвал решение американских властей «мародерством». В ноябре 1945 года Фармер и его коллеги подписали петицию, адресованную вышестоящему руководству. Бумагу, получившую название «Висбаденский манифест», военные проигнорировали, хотя ставший общественным достоянием документ вызвал беспокойство в художественных кругах.

Картины отправили морем в Америку, и уже через месяц они оказались в хранилище Национальной галереи. Через два с небольшим года американцы решили вернуть «Берлин-202», но сперва коллекция должна была проехаться по художественным музеям страны. Чиновники тогда заявляли, что работы перевезли в США исключительно «в целях спасения и защиты и лишь до тех пор, пока они не будут благополучно возвращены прежним владельцам», но, по мнению Белла, «было бы преувеличением назвать турне по нескольким музеям более безопасным, чем просто хранение в музейном здании в Германии или в Вашингтоне». Всего выставки немецких экспонатов в США посетило почти 2,5 млн человек. Затем картины вернули в Германию, собрание доставили в Висбаден к маю 1949 года.

Возвращенные ценности оставались там до 1956 года, потом их перевезли в музей в Далеме, западном пригороде Берлина в американской зоне, и лишь в 1998 году, через восемь лет после воссоединения страны, произведения наконец-то вернулись в центр Берлина. Большинство из них теперь хранится в Берлинской картинной галерее. Выставка в Цинциннати включает 4 из тех 202 работ. Это картина, приписываемая Конраду Вицу, работы Филипса Конинка и Антуана Ватто, а также «Портрет девушки» Сандро Боттичелли.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+