18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лев Збарский: воплощение стиля

№93
Материал из газеты

Пришло время вспомнить, возможно, главного художника оттепели в области книгоиздания, который, впрочем, был отнюдь не только «книжником»

Для многих он был в своем деле кумиром. Сергей Довлатов в «Записных книжках» выразился определенно: «Лично для меня хрущевская оттепель началась с рисунков Збарского. По-моему, его иллюстрации к Олеше — верх совершенства».

Феликс-Лев Збарский (1931–2016) в период с 1955 по 1971 год оформил 119 книг и альбомов; в нынешнем исследовании Владимира Солоненко впервые описано 70 из них. Книги, оформленные Збарским, были выпущены 18 издательствами, самым же прочным стало сотрудничество с «Искусством» (43 наименования). Недавно ушедший от нас Сергей Бархин вспоминал: «Это блистательное место было самым интеллигентным в Москве, собравшим лучших редакторов, авторов, художников, переводчиков, фотографов, ретушеров и так далее. Королем и всеобщим любимцем в „Искусстве“ был Лева, Лев Феликс Борисович Збарский — безусловно первый, лучший стиляга и плейбой Москвы и элегантнейший художник книги». Збарский был иллюстратором книг, их конструктором и шрифтовиком. Соответственно и названы основные разделы предлагаемой монографии. Искусствовед Владимир Кричевский, анализируя «графический стиль» оттепели, чаще других художников книги ссылается на работы Збарского.

Феликс-Лев, названный двойным именем в честь Дзержинского и химика Карпова, родился, как говорится, с серебряной ложкой во рту. Отцом его был знаменитый ученый-химик, глава Первой лаборатории, которая обслуживала тело Ленина. Збарские жили в доме на улице Серафимовича. Лев в 1949 году поступил во ВГИК, но скоро ему там наскучило, и через год он сдал документы в Полиграфический институт. На экзамене по рисунку Андрей Гончаров поставил ему четверку, но на курс принял. Впрочем, благополучие в те годы было понятием чрезвычайно зыбким, и в 1952 году родители будущего художника были арестованы. Год спустя их отпустили, но 70-летний ученый вскоре умер. Его сын окончил факультет полиграфической технологии с отличными отметками, но за дипломный проект по оформлению драмы Виктора Гюго «Рюи Блаз» получил только «хорошо».

Без работы блестящий выпускник не остался. Уже в 1956 году им были оформлены две знаковые книги того времени: упомянутые «Избранные сочинения» Юрия Олеши (которого давно не издавали) и мемуары Ива Монтана «Солнцем полна голова». В них заметно стилизаторское дарование Збарского, который взял за образцы своих иллюстраций в одном случае графику самого Олеши, в другом — Рауля Дюфи. Художник с увлечением оформлял книги о театральном искусстве, драматургические сборники. Критики отмечали, что он решает иллюстрации как мизансцены, видимые из зрительного зала. Он участвовал в разработке оформления драматургических серий издательства «Искусство», подготовил там несколько книг как художник, дважды иллюстрировал сборники пьес Алексея Арбузова. Последняя книга, сделанная Збарским и вышедшая без упоминания его имени (он эмигрировал), — драмы Фердинанда Брукнера.

Очевидно, художника манили огни рампы, но сотрудничество с театром случалось редко. Причиной тому была цензура, обвинявшая Збарского в формализме. В 1958 году он оформил спектакль театра-студии «Современник» по пьесе Эдуардо де Филиппо. Актер Игорь Кваша писал: «Декорации к „Никто“ были очень красивые. Но еще в процессе изготовления вызвали дикую ярость в мастерских Художественного театра. Взбесило, как он расписывал задник. Задник расстилали на полу, Лева надевал галоши, становился в чан с краской и бегал по заднику, добиваясь таким образом нужного ему сочетания цветовых пятен».

Принимал участие Збарский и в постановках сочинений Маяковского. В Кировском театре оперы и балета Леонид Якобсон выпустил балет «Клоп» (художники Андрей Гончаров, Лев Збарский, Борис Мессерер и Татьяна Сельвинская). А в 1962 году Сергей Юткевич и Анатолий Каранович создали художественно-анимационный фильм «Баня», для которого Збарский делал эскизы костюмов для кукол. Несколько рисунков к «Бане» были помещены на обложку журнала «Искусство кино», что спровоцировало обличительное письмо рабочих типографии, где печатался тираж.

Пролетарии назвали эскизы «уродливыми картинками, насмешкой над нашей работой».

В начале 1970-х Збарский принял решение покинуть СССР. С 1973 года жил в Израиле, с 1978-го — в США. В Израиле он выставлял полотна со стилизованными дорожными знаками, в США карьеры, увы, не сделал. Главным его заработком много лет было преподавание в Нью-Йоркском технологическом институте. В архиве его учителя Гончарова сохранилось письмо Збарского: «Я был студентом, когда письма ван Гога считались запрещенной литературой. И тогда Вы рассказывали нам о прелести в рисунках Матисса, о красоте в Петрове-Водкине, о вечности в Майоле. Это были не только блестящие уроки — это был подвиг, подвиг влюбленного в искусство». Лев Збарский делил свою любовь между искусством и радостями жизни — быть может, потому и погасла до срока звезда его славы. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+