18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Универсальное лицо художника Целкова

В Париже скончался художник Олег Целков. Ему было без четырех дней 87 лет. Он поровну (поверишь в нумерологию) — по 43 года — прожил в России и во Франции, восприняв отъезд из СССР не как драму, а как шанс. Которым успешно воспользовался

Феномен популярности картин Олега Целкова (1934–2021), который всю свою долгую жизнь изображал в основном «рожи» или «морды», как он их сам называл, а, по сути, создавал один ядовитый анилиновый сериал с бесконечным продолжением, скорее всего, никогда не будет убедительно объяснен. У классических сюрреалистов «рожи» получались страшнее, у кубистов — загадочнее, у концептуалистов — ироничнее.

Художник признавался, что и сам не может объяснить, кого изображает. Но в одном из последних интервью Целков заметил: «Я не сатирик, не судья и не рисую с натуры». Чем же он занимался?

В начале XXI века Олег Целков обмолвился: «Я случайно сорвал маску со всего человечества».

Даже если представить себе, что в этой фразе, или, если хотите, лозунге, заложена маркетинговая стратегия коммерчески успешного художника, в скрытом и наверняка подсознательном цитировании высказывания Ленина о Льве Толстом (обоих в советской школе изучали) виден уровень претензий Целкова. Художника интересовал диалог с гениями, а не рост цен на его картины на мировых аукционах. За словами «случайно сорвал» — поиск универсальных свойств людей. В данном случае не важно, какой знак имеют эти свойства. И этим Целков оказался интересен самой разной публике.

Ровно 30 лет назад вышел двухтомный каталог выставки «Другое искусство» в ГТГ, теперь еще и литературный памятник эпохе перестройки. Там воспроизведены две картины Целкова — «Автопортрет с Рембрандтом в день рождения 15 июля» (1971) и «Женский портрет» (1964). В первом случае это подтверждение «звездных» намерений, во втором — маркер найденного образа «рожи». В том же каталоге опубликована пространная хроника неофициальной художественной жизни с 1956 по конец 1970-х годов. Любопытно, что одна из первых строчек посвящена Целкову: он провел свою первую персональную выставку в квартире Владимира Слепяна на Трубной улице. И финал хроники — эмиграция художника.

Ахматова, Бродский, Довлатов, Евтушенко, Костаки, Миллер — общение Целкова с ними обросло подробностями, больше похожими на мифологию. Но важно другое: невыдуманные изначально частные истории выдержали испытание временем, стали, как бы пафосно это ни звучало, частью истории культуры, нашего гуманитарного багажа.

Рассказы о покупке Артуром Миллером картины «Групповой портрет с арбузом», а также об изобретении Целковым таксы на его полотна в рублях за квадратный сантиметр многократно воспроизводились в разных версиях. Куда менее известен ленинградский эпизод конца 1950-х годов, когда 1 мая Целков, Бродский и группа поддержки пронесли по Моховой улице картину художника «Автопортрет в нижнем белье».

Строго говоря, из всей биографии Целкова только учеба на сценографа у Николая Акимова в Ленинградском театральном институте обычно и упоминается. В 2011 году художник в качестве живого классика приезжал в Петербург на открытие персональной выставки в одной ныне не существующей галерее. Тепло вспоминал Акимова, говорил о том, что его стали интересовать не только «морды», но и руки. Они могут и нежно обнимать, и заносить над головой топор. Но «морды» остались фирменным знаком Целкова. Теперь посланием в вечность о том, что думал наш современник про весь ХХ век и самое начало века XXI.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+