18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фонд Laboratoria Art & Science открыл постоянное пространство в Новой Третьяковке

Экспозиция сайнс-арта «Да живет иное во мне» в Западном крыле включает 11 проектов зарубежных и российских художников

Футурологи утверждают, что эпоха антропоцена стремительно завершается. Пандемия тому подтверждение. Важной частью «новой этики» станет умение человека мыслить неантропоцентрично, создавать гибридные биотехнологические сообщества — с животными, растениями и даже с физическими процессами планетарного масштаба. Про любовь-дружбу с искусственным интеллектом и говорить нечего, она уже сейчас на повестке дня.

Многих такие перспективы пугают, у остальных дух захватывает. Современные художники начали готовиться к будущему уже сегодня. Если быть совсем точными — еще вчера: Laboratoria Art & Science, соединяющая искусство, науку и технологии, была создана в далеком 2008 году. Теперь она получила в Государственной Третьяковской галерее статус постоянного резидента. «Да живет иное во мне» — первая премьера в статусном пространстве.

По словам Дарьи Пархоменко, куратора выставки и творческого директора Laboratoria Art & Science, «художники изобретают новые интерфейсы, которые в будущем, возможно, станут основой для новых способов понимания Другого». Евгений Касперский, генеральный директор «Лаборатории Касперского», партнера проекта, говорит, что совместная работа ученых и художников помогает шире смотреть на научные достижения.

Для выставки было выбрано десять художников. Звезда № 1 — Марина Абрамович. Интерактивная инсталляция «Измеряя магию взгляда» основана на ее самом знаменитом перформансе «В присутствии художника» (МоМА, 2010). Тогда любой желающий мог общаться с Абрамович «с глазу на глаз». Теперь художница проверяет гипотезу о том, что взгляд глаза в глаза вызывает синхронизацию работы двух мозгов. Первая версия измерения магии была показана в музее «Гараж» десять лет назад. В новом, усовершенствованном варианте зрители, желательно незнакомые друг с другом, смогут принять участие в эксперименте. Арт-визуализация работы мозга демонстрируется на большом экране и подтвердит или опровергнет возможность невербальной коммуникации.

«Да живет во мне лошадь» — документация перформанса французского дуэта Art orienté objet. Художница Марион Лаваль-Жанте ввела себе сыворотку лошадиного иммуноглобулина и примерила образ кентавра. Цель понятна: разрушить границу между человеком и животным, испытать к нему непреодолимую эмпатию.

В том же духе биохимическая инсталляция One Tree ID. Агнес Майер-Брандис дает возможность вступить в диалог с деревом на его языке. В природе деревья общаются между собой с помощью запахов. Художница предлагает зрителю нанести на себя аэрозольное вещество и предстать перед деревом как близкий родственник.

Еще дальше идет Саша Спачаль. Ее Earthlink позволяет вдохнуть воздух, обогащенный почвенными бактериями Mycobacterium vaccae. Они улучшают настроение, снижают беспокойство и повышают умственные способности. Понравится ли бактериям выдыхаемое человеком — покажет выставка.

Ральф Беккер в инсталляции «Мираж» попытался проникнуть в самое интимное нейросети, чтобы увидеть ее сны. В состоянии «бодрствования» сеть анализирует колебания магнитного поля Земли — во сне видит ландшафты магнитных полей, парящие в пространстве.

Специально для «иного» проекта художник Даня Васильев создал интерактивную инсталляцию на тему следов, которые мы оставляем в интернете после бесконечных разговоров в Zoom и других коммуникациях. Что следов много и не все одинаково полезны, никто не сомневается. Детали будут обсуждаться в образовательной программе выставки.  

Западное крыло Новой Третьяковки
«Да живет иное во мне»
До 10 октября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+