Фонд Laboratoria Art&Science открыл постоянное пространство в Новой Третьяковке

Марина Абрамович и творческий директор Laboratoria Art&Science Дарья Пархоменко. «Измеряя магию взгляда». Научный эксперимент. 2012. Фото: Алан Воуба
Марина Абрамович и творческий директор Laboratoria Art&Science Дарья Пархоменко. «Измеряя магию взгляда». Научный эксперимент. 2012.
Фото: Алан Воуба

Экспозиция сайнс-арта «Да живет иное во мне» в Западном крыле включает 11 проектов зарубежных и российских художников

Футурологи утверждают, что эпоха антропоцена стремительно завершается. Пандемия тому подтверждение. Важной частью «новой этики» станет умение человека мыслить неантропоцентрично, создавать гибридные биотехнологические сообщества — с животными, растениями и даже с физическими процессами планетарного масштаба. Про любовь-дружбу с искусственным интеллектом и говорить нечего, она уже сейчас на повестке дня.

Многих такие перспективы пугают, у остальных дух захватывает. Современные художники начали готовиться к будущему уже сегодня. Если быть совсем точными — еще вчера: Laboratoria Art&Science, соединяющая искусство, науку и технологии, была создана в далеком 2008 году. Теперь она получила в Государственной Третьяковской галерее статус постоянного резидента. «Да живет иное во мне» — первая премьера в статусном пространстве.

По словам Дарьи Пархоменко, куратора выставки и творческого директора Laboratoria Art&Science, «художники изобретают новые интерфейсы, которые в будущем, возможно, станут основой для новых способов понимания Другого». Евгений Касперский, генеральный директор «Лаборатории Касперского», партнера проекта, говорит, что совместная работа ученых и художников помогает шире смотреть на научные достижения.

Для выставки было выбрано десять художников. Звезда № 1 — Марина Абрамович. Интерактивная инсталляция «Измеряя магию взгляда» основана на ее самом знаменитом перформансе «В присутствии художника» (МоМА, 2010). Тогда любой желающий мог общаться с Абрамович «с глазу на глаз». Теперь художница проверяет гипотезу о том, что взгляд глаза в глаза вызывает синхронизацию работы двух мозгов. Первая версия измерения магии была показана в музее «Гараж» десять лет назад. В новом, усовершенствованном варианте зрители, желательно незнакомые друг с другом, смогут принять участие в эксперименте. Арт-визуализация работы мозга демонстрируется на большом экране и подтвердит или опровергнет возможность невербальной коммуникации.

Марион Лаваль-Жанте. «Да живет во мне лошадь». 2016. Фото: Marion Laval-Jeantet
Марион Лаваль-Жанте. «Да живет во мне лошадь». 2016.
Фото: Marion Laval-Jeantet

«Да живет во мне лошадь» — документация перформанса французского дуэта Art orienté objet. Художница Марион Лаваль-Жанте ввела себе сыворотку лошадиного иммуноглобулина и примерила образ кентавра. Цель понятна: разрушить границу между человеком и животным, испытать к нему непреодолимую эмпатию.

В том же духе биохимическая инсталляция One Tree ID. Агнес Майер-Брандис дает возможность вступить в диалог с деревом на его языке. В природе деревья общаются между собой с помощью запахов. Художница предлагает зрителю нанести на себя аэрозольное вещество и предстать перед деревом как близкий родственник.

Еще дальше идет Саша Спачаль. Ее Earthlink позволяет вдохнуть воздух, обогащенный почвенными бактериями Mycobacterium vaccae. Они улучшают настроение, снижают беспокойство и повышают умственные способности. Понравится ли бактериям выдыхаемое человеком — покажет выставка.

Ральф Беккер. «Мираж». 2012. Фото: Ralf Baecker
Ральф Беккер. «Мираж». 2012.
Фото: Ralf Baecker

Ральф Беккер в инсталляции «Мираж» попытался проникнуть в самое интимное нейросети, чтобы увидеть ее сны. В состоянии «бодрствования» сеть анализирует колебания магнитного поля Земли — во сне видит ландшафты магнитных полей, парящие в пространстве.

Специально для «иного» проекта художник Даня Васильев создал интерактивную инсталляцию на тему следов, которые мы оставляем в интернете после бесконечных разговоров в Zoom и других коммуникациях. Что следов много и не все одинаково полезны, никто не сомневается. Детали будут обсуждаться в образовательной программе выставки.  

Западное крыло Новой Третьяковки
«Да живет иное во мне»
До 10 октября

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+