18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Фонд Laboratoria Art & Science открыл постоянное пространство в Новой Третьяковке

Экспозиция сайнс-арта «Да живет иное во мне» в Западном крыле включает 11 проектов зарубежных и российских художников

Футурологи утверждают, что эпоха антропоцена стремительно завершается. Пандемия тому подтверждение. Важной частью «новой этики» станет умение человека мыслить неантропоцентрично, создавать гибридные биотехнологические сообщества — с животными, растениями и даже с физическими процессами планетарного масштаба. Про любовь-дружбу с искусственным интеллектом и говорить нечего, она уже сейчас на повестке дня.

Многих такие перспективы пугают, у остальных дух захватывает. Современные художники начали готовиться к будущему уже сегодня. Если быть совсем точными — еще вчера: Laboratoria Art & Science, соединяющая искусство, науку и технологии, была создана в далеком 2008 году. Теперь она получила в Государственной Третьяковской галерее статус постоянного резидента. «Да живет иное во мне» — первая премьера в статусном пространстве.

По словам Дарьи Пархоменко, куратора выставки и творческого директора Laboratoria Art & Science, «художники изобретают новые интерфейсы, которые в будущем, возможно, станут основой для новых способов понимания Другого». Евгений Касперский, генеральный директор «Лаборатории Касперского», партнера проекта, говорит, что совместная работа ученых и художников помогает шире смотреть на научные достижения.

Для выставки было выбрано десять художников. Звезда № 1 — Марина Абрамович. Интерактивная инсталляция «Измеряя магию взгляда» основана на ее самом знаменитом перформансе «В присутствии художника» (МоМА, 2010). Тогда любой желающий мог общаться с Абрамович «с глазу на глаз». Теперь художница проверяет гипотезу о том, что взгляд глаза в глаза вызывает синхронизацию работы двух мозгов. Первая версия измерения магии была показана в музее «Гараж» десять лет назад. В новом, усовершенствованном варианте зрители, желательно незнакомые друг с другом, смогут принять участие в эксперименте. Арт-визуализация работы мозга демонстрируется на большом экране и подтвердит или опровергнет возможность невербальной коммуникации.

«Да живет во мне лошадь» — документация перформанса французского дуэта Art orienté objet. Художница Марион Лаваль-Жанте ввела себе сыворотку лошадиного иммуноглобулина и примерила образ кентавра. Цель понятна: разрушить границу между человеком и животным, испытать к нему непреодолимую эмпатию.

В том же духе биохимическая инсталляция One Tree ID. Агнес Майер-Брандис дает возможность вступить в диалог с деревом на его языке. В природе деревья общаются между собой с помощью запахов. Художница предлагает зрителю нанести на себя аэрозольное вещество и предстать перед деревом как близкий родственник.

Еще дальше идет Саша Спачаль. Ее Earthlink позволяет вдохнуть воздух, обогащенный почвенными бактериями Mycobacterium vaccae. Они улучшают настроение, снижают беспокойство и повышают умственные способности. Понравится ли бактериям выдыхаемое человеком — покажет выставка.

Ральф Беккер в инсталляции «Мираж» попытался проникнуть в самое интимное нейросети, чтобы увидеть ее сны. В состоянии «бодрствования» сеть анализирует колебания магнитного поля Земли — во сне видит ландшафты магнитных полей, парящие в пространстве.

Специально для «иного» проекта художник Даня Васильев создал интерактивную инсталляцию на тему следов, которые мы оставляем в интернете после бесконечных разговоров в Zoom и других коммуникациях. Что следов много и не все одинаково полезны, никто не сомневается. Детали будут обсуждаться в образовательной программе выставки.  

Западное крыло Новой Третьяковки
«Да живет иное во мне»
До 10 октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+