18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Пейзажи великих битв

Фотограф Михаил Розанов еще в 1990-е годы был загипнотизирован петербургским гуру Тимуром Новиковым и с тех пор так и остается преданным поклонником культа Красоты в его неоакадемическом изводе. От Новикова Розанов унаследовал редкое умение миксовать авангард и тоталитаризм — прямо как в каком-нибудь духоподъемном рейве, — совершенно естественно соединяя ракурс Родченко и имперское величие. Причем хладный идеал у него получается не только из величественных декораций ВДНХ, пейзажей Арктики или муссолиниевской архитектуры — даже московские небоскребы на его снимках выглядят как пришельцы с Марса.

Новый проект Розанова выбивается из ряда его предыдущих серий — хотя бы потому, что архитектуры в нем вовсе не будет. Можно сказать, что это первый проект художника, максимально далекий от фиксации на Прекрасном. Хотя тема сама по себе — Мужество — чрезвычайно возвышенная.

Мужество — это серия пейзажей, снятых в местах самых жестоких боев Великой Отечественной войны. Розанов объездил половину бывшего СССР, чтобы увидеть тихие теперь уже поля битв с выжженной землей и до сих пор не зарытыми окопами. «По-настоящему страшно», — напишет он у себя в блоге. Но и страшно красиво. Эпично. Кажется, что величественные панорамы разворачиваются до бесконечности. Здесь слепящее курское солнце, грозовое небо над Смоленском, бескрайний горизонт Бобруйска, волгоградские облака, как на картинах Эль Греко, ростовские степи и лиманы, крымские весенние сопки и тульские березы, снятые с головокружительной перспективы, как в фильме Михаила Калатозова Летят журавли. В сущности, совершенно не важно, что не совпадают даты съемок и реальных боев. Здесь, возможно впервые, Розанову удалось выйти за пределы собственной манеры, а красота и величие существуют вне каких-либо концепций. Абсолютное безвременье — словом, чистый космос.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+