Год фотографии и Кандида Хёфер

© 2015 Candida Höfer, Köln / VG Bild-Kunst, Bonn Courtesy of Ben Brown Fine Arts, London and Hong Kong
© 2015 Candida Höfer, Köln / VG Bild-Kunst, Bonn Courtesy of Ben Brown Fine Arts, London and Hong Kong

Когда стало ясно, что Manifesta прошла успешно, мы начали думать о том, что делать дальше. Ведь после такого большого проекта бессмысленно возвращаться к серии камерных «выставок для гурманов». Тогда и возникла идея Года фотографии в Эрмитаже — серии выставок о фотографии как искусстве. Начали мы его с эстетского проекта Ксении Никольской о дворцах Belle Epoque в Каире. В центр большого белого зала поставили старую оттоманку и телевизор — окно в современный мир. По стенам висели фотографии каирских пространств XIX века.

Следующая выставка — о пространствах петербургских. Мы давно мечтали пригласить выдающегося фотографа Кандиду Хёфер, чтобы разделить с ней строгую красоту нашего города. Казалось, интерьеры дворцов, театров и библиотек Северной столицы ждут ее объектива, чтобы встать в ряд с тщательно отснятыми ею интерьерами Парижа, Рима, Дублина, Веймара. Год назад удалось устроить приезд художницы в Петербург, организовать ей возможность работать над городскими раритетами. Тогда же были сделаны основные снимки из новой петербургской серии.

Кандида принадлежит к дюссельдорфской школе — центральному явлению европейской фотографии ХХ века. Ее учителя — Берндт и Хилла Бехер. Кандида снимает интерьеры ранним утром или в полдень. Медленно находит нужный ракурс. Ждет полноценного света — прожектора, экраны, Photoshop и прочие «искусственности» не используются. Поэтому из кадра перед съемкой последовательно убирается все лишнее. В Эрмитаже ассистировавшие на съемках сотрудники выставляли в один ровный ряд музейные скамейки, убирали из кадра ненужные фотоискусству огнетушители, указатели. Но главное — чтобы в кадре не было людей.

Петербург — город-сокровищница. Как в Венеции или в других европейских городах с мощной историей, важное место здесь занимают внутренние помещения старинных зданий. Так проникаешься особой красотой оттенков и пропорций города, говорящих о его сути больше любого фасада. Внутри зданий — дворцов, библиотек, театров, пространств частных и общественных — серый и запыленный Петербург предстает в прежней силе. Былое величие, оказывается, никуда не делось. Оно лишь скрылось в городе интерьеров, отделенном от внешнего мира швейцарами.

В разгар белых ночей мы впервые покажем выставку петербургских фотографий Кандиды Хёфер, продолжающей повествование в жанре петербургских интерьеров. За окнами эрмитажных залов медленно, как десятилетия назад, восходит солнце. Комнаты наполняются светом, тени становятся резче, пластика лепки с природной естественностью обретает цвет и объем. Созерцая этот вековой неспешный ритм, фотограф нажимает на кнопку спуска. Кропотливая подготовка поиска места, точки съемки, ракурса, долгое ожидание нужного света остались за кадром. Разговор о мастерстве фотографа сменяется созерцанием величественной красоты, которую без этого мастерства разглядеть невозможно.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+