18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей «Стена» в Китайгородской стене

№35
Материал из газеты

В центре Москвы откроется Музей первичных искусств, который станет частью большого проекта парка «Зарядье»

Музей первичных искусств «Стена» станет частью большого проекта парка «Зарядье», который появится на месте снесенной гостиницы «Россия». Это стало известно после того, как в середине июня российскую столицу посетили Элизабет Диллер и Чарльз Ренфро, партнеры бюро Diller Scofidio + Renfro, и архитектор бюро Дэвид Чакон, предложившие проект, победивший год назад в конкурсе на устройство парка, объявленном правительством Москвы. Это был рабочий визит, после которого стало ясно, как конкретно будет выглядеть парк и чем он будет наполнен. В частности, на встречах с представителями всех заинтересованных инстанций — столичных властей, генерального подрядчика «Мосинжпроект», Творческого производственного объединения «Резерв» и многофункционального комплекса «Парк Зарядье 1» — было решено, что в парке появится гигантская светопрозрачная оболочка, под которой будут размещены филармония и открытый амфитеатр. Это разные объекты — у филармонии будет собственный зрительный зал, но оба покроет так называемая стеклянная кора. Обсуждая концепцию искусственного климата, который планируется создать в парке, авторы радостно признали, что довольны темпами реализации проекта. «Сейчас, — заявил Чарльз Ренфро, — согласовываются только технические моменты концепции, принципиальных изменений в проект уже не вносится». Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, подводя итоги встреч, тоже был исполнен оптимизма: «В настоящее время у команды есть полное понимание относительно проекта».

Сказано это было уже после того, как архитекторам Diller Scofidio + Renfro была презентована идея создания музея в парке, и очевидно, что это стало сюрпризом для них, как и для большинства москвичей. Этнографический музей первичных искусств «Стена» вызывает понятные ассоциации с Музеем Стены в Берлине, хотя в нашем случае название отсылает к Китайгородской стене, фрагмент которой располагается на территории будущего парка «Зарядье». Но концептуально музей имеет аналог на Западе.

«Этнографический музей первичных искусств „Стена“, — объяснил Дмитрий Шумков, инициатор и потенциальный инвестор музейного проекта, владеющий несколькими зданиями в Китайгородском проезде и на соседней Варварке, — мы планируем создать по типу основанного Жаком Шираком Музея на набережной Бранли в Париже. Основная идея будущего музея — экспозицией различных уникальных образцов искусства и культуры отдать должное народам, которые населяли Россию и Москву сотни лет назад». Кто конкретно будет заниматься музейной коллекцией, пока не ясно.

Может показаться, что Шумков высказывает крамольную мысль внедриться в историческую стену, однако все не так страшно: в ее толще изначально были помещения, которые как раз и можно занять. Собственно, участок стены вдоль Китайгородского проезда, который станет одной из естественных границ парка, не является в полной мере историческим. После градостроительной мясорубки 1920-х, когда были уничтожены почти все настоящие фрагменты стены, от укреплений XVI века уцелел лишь участок на площади Революции и часть белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город». Те же участки стены, которые мы видим сегодня, были в значительной степени заново возведены при Лужкове. А тот, в котором будет музей, большей частью восстановлен в 1968–1973 годах. Музей, будем надеяться, как раз докажет, что восстановлен не зря.

Чарльз Ренфро его заранее одобрил: «Идея этнографического музея в Китайгородской стене очень интересна. Стена — наиболее красивая архитектурная часть парка, которая должна быть особо подчеркнута в том или ином виде». Когда откроется музей, пока не определено, но известно, что первые объекты будущего парка будут открыты для публики в сентябре 2017 года.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+