Заха Хадид вернулась в Эрмитаж, на этот раз с ретроспективой

№34, июнь 2015
№34
Материал из газеты

Экспозиция отразит весь путь звезды, от ранних эскизов до последних проектов

S Bach Chamber Music Hall в Манчестере
S Bach Chamber Music Hall в Манчестере

Поводом для выставки Заха Хадид в Государственном Эрмитаже  стало 10-летие получения архитектором Прицкеровской премии 2004 года. Тогда церемония награждения состоялась именно в Эрмитаже. Архитектурная программа проекта «Эрмитаж XX/XXI» включает два типа выставок. Это ретроспективы, рассказывающие о школах, и здесь уже показали голландский Баухаус и намечен финский модернизм. Или персональные выставки-блокбастеры звезд архитектуры, и до Хадид был представлен Сантьяго Калатрава.

Феномен архитектурных звезд появился в 1990-е годы, когда на гребне подъема мировой экономики в пору творческого расцвета вступили мастера, получившие образование в 1970–1980-е с акцентом на бумажных проектах и философском осмыслении архитектуры. Как рассказала Ксения Малич, эрмитажный куратор выставки, в отличие от предыдущих архитектурных проектов, нынешний должен получиться достаточно эмоциональным. Важное место в нем займут ранние эскизы Хадид на бумаге, в которых заметно влияние супрематизма, серия проектов высотных зданий, морфологические эксперименты. Главная задача — показать, что работы Хадид — не просто оригинальны, но это закономерный этап развития современной архитектуры.

Хадид отдан Николаевский зал — главное пространство Зимнего дворца. Концепция выставки строится на контрасте между архитектурной графикой 1980-х годов, когда Хадид строила архитектурные утопии и неосупрематические миры, и моделями зданий, спроектированых и/или построенных в разных странах. Все эскизы предоставлены бюро Zaha Hadid Architects, модели сделаны либо там же, либо под наблюдением ее сотрудников.

Хадид вместе с Малич отобрала для показа пожарную станцию в Музее дизайна Vitra в немецком Вайле-на-Рейне (первый реализованный проект Хадид), лыжный трамплин «Бергизель» в Инсбруке, научный центр «Фэно» в Вольфсбурге, Центр водных видов спорта в Лондоне, Музей современного искусства MAXXI в Риме, Signature Tower в Дубае и Olympic Tower в Нью-Йорке, Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, Sunrise Tower в Куала-Лумпуре.

Хадид часто относят к деконструктивистам. Действительно, многие ее проекты, та же Signature Tower, «преодолевают» закон всемирного тяготения. Именно по этой причине много лет ее проекты оставались на бумаге. Но выставка в Эрмитаже показывает, что Хадид в первую очередь интересует, как работает современная архитектура, создавая пространство, адекватное мироощущению современного человека. Находясь внутри пожарной станции Музея дизайна Vitra с его острыми углами, понимаешь, что это место тревожного ожидания. Заходя в MAXXI, ощущаешь, что музей рассчитан на показ искусства XXI века и ему там уютно. Точно так же показанные на выставке футуристические дизайнерские работы Хадид для брендов Nova Shoes, Flames Shoes, Zephyr Sofa, Z-Car — это реализация давней мечты классического авангарда о скорости, преодолении пространства и победе над временем. 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Классик современного британского искусства считает, что для того, чтобы увидеть мир во всей его красоте, надо его рисовать, а не фотографировать, так как камера видит мир геометрически, а мы должны видеть психологически
16.11.2021
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+