Номер 18 может стать первым номером

№34, июнь 2015
№34
Материал из газеты

Супрематическое полотно Казимира Малевича из коллекции семьи художника выставлено на торги в Лондоне после участия в ретроспективе в лондонском музее

На вечернем аукционе импрессионизма и искусства ХХ века Sotheby’s в Лондоне 24 июня будет представлена Супрематическая композиция № 18 Казимира Малевича 1915 года из семьи художника. Это одна из пяти картин, переданных наследникам Малевича в 2008 году амстердамским Стеделейк-музеем в результате мирового соглашения.

Абстрактная композиция входила в число работ, отобранных самим художником для берлинской выставки 1927 года. В июне того же года Малевичу пришлось вернуться в Советский Союз, но его картины остались на хранении в Германии. Художнику было отказано в последующих поездках на Запад, и он скончался в 1935 году в СССР. Позднее картина Супрематическая композиция № 18 была передана на хранение немецкому архитектору Хуго Херингу, который продал ее муниципальному музею города Амстердама. В 2004 году наследники художника подали в суд, оспаривая законность владения музеем произведениями Малевича. В результате четырехлетней тяжбы пять вещей из собрания амстердамского музея были возвращены наследникам. Последние, в свою очередь, согласились отозвать иск и не претендовать на другие полотна Малевича, которые также хранятся в голландском музее (Стеделейк располагает самой большой коллекцией Малевича за пределами России).

Сразу было понятно, что работам суждено попасть на рынок, как это часто случается с произведениями искусства, полученными по реституции. Действительно, не прошло и полугода, как одна из работ оказалась на аукционе. Осенью 2008 года другое полотно, Супрематическая композиция 1916 года из того же источника, уже появлялось на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. Тогда, в разгар кризиса, картина была продана за рекордные для художника и для всего русского искусства $60 млн.

На этот раз специалисты аукционного дома оценили супрематическую композицию одного из самых прославленных художников ХХ века более осторожно, в £20–30 млн ($30–45 млн).

Выставленная на торги 24 июня картина участвовала в самой первой экспозиции супрематической живописи в ноябре 1915 года в Москве. В 1927 году Малевич лично участвовал в показе работы Супрематическая композиция № 18 на выставке в Берлине, где западноевропейская публика впервые получила возможность познакомиться с творчеством русского авангардиста. Последний раз картина экспонировалась в 2014 году в рамках ретроспективы в Тейт Модерн в Лондоне, после чего представители Фонда Бейелера (Швейцария) обратились с просьбой предоставить Супрематическую композицию № 18 для участия в предстоящей реконструкции эпохальной петербургской выставки 0,10. Та экспозиция стала поворотным моментом в истории современного искусства: именно на выставке 0,10 в 1915 году в Петербурге Малевич впервые представил свою беспредметную живопись, которую назвал «супрематизмом».
За последние 25 лет лишь три значительные работы Малевича были проданы на аукционах: помимо продажи 2008 года на Sotheby’s за $60 млн, следует вспомнить аукцион Phillips в Нью-Йорке 2000 года, когда другая картина супрематического периода была продана за $15,5 млн. Незадолго до того она также была передана наследникам нью-йоркским Музеем современного искусства по решению суда (тогда родственники Малевича получили из MoMA шесть работ своего великого предка).

Еще один резонансный случай — продажа знаменитого полотна Черный квадрат (четвертый вариант, 1932 года) из коллекции Инкомбанка. После финансового кризиса 1998 года Банк России отозвал лицензию у компании, банк был признан банкротом, а культурные ценности, находившиеся в его собственности, были реализованы на публичных торгах аукционного дома «Гелос».

Однако главный шедевр корпоративной коллекции, Черный квадрат, до аукциона не дошел, а был выкуплен государством в апреле 2002 года за смешную сумму в $1 млн, которая была предоставлена для покупки работы, ныне находящейся в Эрмитаже, Владимиром Потаниным. В той сделке много странного и таинственного: и обстоятельства продажи, и цена, и выбор музея (не Русский музей или Третьяковская галерея, где традиционно выставляется русское искусство).

С аукциона «Гелос» 13 апреля 2002 года, завершившего распродажу коллекции банка, ушли еще две работы Малевича, правда фигуративные, а не абстрактные: Автопортрет и Портрет жены, они были проданы за $600 тыс. и $90 тыс. соответственно. Разумеется, сейчас все эти суммы не могут служить ориентирами при оценке реальной стоимости живописи Малевича.

По иронии судьбы громкая продажа работ Казимира Малевича почти всякий раз сопряжена с очередным экономическим кризисом в России. В 2008-м глава компании Sotheby’s в России и СНГ Михаил Каменский очень надеялся, что выставленная на торги картина вернется в Россию, ведь у нас в музейных собраниях всего 18 супрематических произведений художника. Однако покупатель, который приобрел работу за назначенные $60 млн (других претендентов на нее не было), к России отношения не имел.

Теперь у российских коллекционеров появилась новая возможность заполучить подобную работу.

В то же время Казимир Малевич — один из немногих русских художников, чьи имя широко известно за пределами отечества и чьи работы высоко котируются коллекционерами во всем мире. Не случайно оба раза Sotheby’s принимал решение выставить его работы на аукционы импрессионизма и модернизма, а не в рамках недели русского искусства. Супрематическая композиция № 18 уже была показана в конце мая в Гонконге (с 28 по 31 мая) и будет представлена на предаукционной выставке в Лондоне с 18 июня. Можно рассчитывать, что работа вызовет интерес покупателей из самых разных стран.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+