18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Танцы светлячков и времени

Создающая эффект погружения инсталляция Роберта Майера — первый заказ швейцарского производителя часов Audemars Piguet.

В этом году Робин Майер привез на Art Basel светлячков, светодиодные лампочки и сверчков. Живущий в Париже художник и композитор швейцарского происхождения соединил эти элементы в новую масштабную, создающую эффект погружения инсталляцию в Фолькхаусе в центре Базеля. Произведение, носящее название «Синхронность», стало первым художественным заказом швейцарского производителя элитных часов Audemars Piguet. Работе Майера и ее концепции была посвящена дискуссия Синхронность не совпадение: диалог искусства и науки, которая прошла сегодня в рамках ярмарки Art Basel. Ее модератором стала генеральный директор The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс, участниками Робин Майер, Майкл Гринфилд из Исследовательского института биологии насекомых в Университете Тура и Майкл Фридман, историк Audemars Piguet.

В основе инсталляции лежит интерес Майера к ритмическим структурам в природе и к возникновению коллективного интеллекта. Внутри большого неосвещенного шатра посетители видят мерцающих светлячков, вспыхивающих вместе с ритмично загорающимися светодиодами. «Искусственный интеллект (то есть лампочки. — TANR) будет взаимодействовать с коллективным интеллектом насекомых», — говорит Майер, который занимался анализом алгоритмов, связанных с естественным поведением светлячков.

Играет музыка, и все, включая сверчков, движется в общем ритме. «Я понял, что природные явления можно симулировать на компьютере. Наблюдать за тем, как живые организмы устанавливают связь с машинами, — это захватывающее зрелище», — добавляет он.

Ведутся переговоры о том, чтобы показать эту инсталляцию в этом году в парижском Fondation d’Entreprise Ricard.

Способы смотреть

Независимый куратор и бывший директор Пале-де-Токио в Париже Марк-Оливье Валер, организовавший базельский заказ, говорит, что получить его Майеру помогла идея исследовать синхронность и «попытаться до некоторой степени показать существующий вне художественного мира определенный способ делать и смотреть на вещи».

Майер, который также занимается звуковым дизайном для Ircam/Центра Помпиду в Париже, является активным сторонником соединения искусства и науки. «Искусство — это способ говорить о науке более субъективно, — объясняет он. — Наука может быть способна, например, выявить, как возникают общества, но искусство — это способ выразить и понять полученный опыт».

Для создания инсталляции он привлек самый широкий круг источников и институций. В начале работы над заказом Майер посетил штаб-квартиру Audemars Piguet в Ле-Брассю в Швейцарии и познакомился со 140-летней традицией мастерства часовой фирмы. «Я ожидал увидеть сложное специальное оборудование, и меня поразило то, что все, оказывается, делается вручную», — говорит он. Процесс изготовления часов отлично вписался в концепцию синхронизации, которую разрабатывал художник.

Audemars Piguet помогли Майеру развить его проект, установив связь с учеными, специалистами в области генной инженерии, и такими организациями, как фонд Papiliorama в швейцарском Керцерсе, который занимается распространением информации о местной и тропической флоре и фауне. «Все светлячки потом вернуться в фонд», — заверил художник.

Тем временем Audemars Piguet расширяет свою художественную империю. В 2013 году компания стала «мировым ассоциированным партнером» Art Basel. В 2014-м представила новый стенд в Холле коллекционеров на швейцарской ярмарке. Его дизайн разработал Матье Леаннер из Франции. «В этом году на Art Basel будет представлена концепция холла авторства Леаннера», — объявила представитель компании.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+