18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве прошел форум современного искусства

По инициативе ярмарки Cosmoscow, которая в этом году пройдет в Гостином Дворе с 11 по 13 сентября, эксперты впервые так подробно обсудили проблемы коллекционирования и рынка современного русского искусства.

Cosmoscow — сейчас единственная в Москве ярмарка современного искусства, и она живо заинтересована в его развитии и продвижении. Организованный ярмаркой форум объединил отечественных и международных экспертов, которые обсудили три важнейшие темы: рынок современного искусства, коллекционирование и роль некоммерческих фондов и отдельных филантропов.

В целом мнения участников распались на пессимистические и оптимистические (важность самих поставленных проблем не обсуждалась — в зале собрались только профессионалы). Печально смотрит на состояние нынешнего рынка российского искусства галерист Екатерина Ираги: московская Galerie Iragui выживает только за счет экспатов, а русские коллекционеры активности не проявляют, потому что «не гордятся национальным современным искусством». «И мне кажется, что в моей жизни изменений не произойдет», — закончила она свою речь. Напротив, очень оптимистично настроена содиректор ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина, которая, хоть и согласилась с тем, что все занимающиеся современным искусством в России «работают не за деньги, а за идею», не опечалена этим. Взвешенную позицию продемонстрировала Инна Баженова, издатель The Art Newspaper Russia и владелец международной сети газеты. «Не соглашусь, что ничего не изменить, — сказала она. — У нас цивилизованная страна. Кроме ярмарок и галерей, у нас присутствует качественное художественное образование и институты искусствознания, активные некоммерческие фонды и государственные центры современного искусства, новые музейные проекты, нацеленные на современное искусство. Просто нужно время, чтобы сформировались традиции. И еще господдержка — причем я считаю, что диалог с властью возможен и уже идет».

Является ли это утешением или нет, но в своих проблемах взаимоотношений современного искусства, денег и власти Россия не одинока — об этом заявила Зейн Масуд, экс-замдиректора ярмарки Art Dubai, ныне директор India Art Fair. Однако ее прогноз вполне благоприятный. Нечто общее между менталитетом коллекционеров в России и странах Персидского залива видит и Ольга Нефедова, директор-основатель Музея ориентализма в Дохе (Катар). «В Азии очень много коллекционеров, которые не хотят публиковать и показывать свои коллекции», — рассказала она. «Коллекционеры в России очень закрытые», — подтвердила Ольга Ващилина, куратор частных собраний. У корпоративных собраний функции совсем другие, подчеркнула корпоративный куратор собрания Газпромбанка, посвященного исключительно современному русскому искусству, Марина Ситнина: это коллекции публичные, которые не только покупают искусство, но и поддерживают художников, продюсируя новые работы.

Форум длился целый день и завершился на оптимистической ноте: было объявлено, что очередная (третья) Cosmoscow пройдет в Гостином Дворе с 11 по 13 сентября, а ее новым стратегическим партнером стал швейцарский банк Credit Suisse, который обеспечит ярмарке финансовую поддержку.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+