18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Война Кукрыниксов

Напротив Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в галерее Мамонтовых — однофамильцев знаменитого мецената и коллекционера Саввы Мамонтова — открылась выставка «Художники Кукрыниксы — солдаты Великой войны. Окна ТАСС. Политическая карикатура».

Несмотря на то что коллекция галереи в основном состоит из произведений Серебряного века, она также обладает значительным собранием работ легендарного объединения художников, мастеров карикатуры и политической сатиры, известных под псевдонимом Кукрыниксы: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Их работы из коллекции Мамонтовых неоднократно выставлялись как в России, так и за рубежом. Нынешняя же выставка, по словам куратора Александры Салиенко, отличается от предыдущих подбором произведений: сейчас в галерее представлены только вещи военных лет — раньше же, в Царицыне и в Вене, показывалось творчество Кукрыниксов в целом. «В принципе, все, что Кукрыниксы сделали в военные годы, — это лучшее, что они сделали вообще, если уж говорить честно. Они и сами так считали и говорили о том, что если бы мы не сделали ничего ни до, ни после, то достаточно было бы того, что мы сделали в годы войны», — комментирует Александра Салиенко.

Выставка приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, и то, что она открылась позже, чем основная масса экспозиций на военную тематику, идет ей на пользу: она не потерялась на фоне масштабных музейных проектов. В небольшой галерее разместилось около сотни политических карикатур, карандашных шаржей на Риббентропа, Гесса и других участников Нюрнбергского процесса, на котором Кукрыниксы присутствовали и работали. Также можно увидеть оригиналы «Окон ТАСС» — агитационных плакатов, нередко сочетавших в себе сатирическое изображение врага и едкие стихотворные комментарии. Многие работы с выставки сопровождаются стихотворениями Самуила Маршака, с которым они много и плодотворно сотрудничали. Присутствуют на выставке и зарисовки, сделанные в послевоенных Берлине и Нюрнберге, где запечатлено постепенное возвращение к мирной жизни, а также малоизвестные широкой публике масляные этюды руин разрушенных войной европейских городов.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+