18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Война Кукрыниксов

Напротив Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в галерее Мамонтовых — однофамильцев знаменитого мецената и коллекционера Саввы Мамонтова — открылась выставка «Художники Кукрыниксы — солдаты Великой войны. Окна ТАСС. Политическая карикатура».

Несмотря на то что коллекция галереи в основном состоит из произведений Серебряного века, она также обладает значительным собранием работ легендарного объединения художников, мастеров карикатуры и политической сатиры, известных под псевдонимом Кукрыниксы: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Их работы из коллекции Мамонтовых неоднократно выставлялись как в России, так и за рубежом. Нынешняя же выставка, по словам куратора Александры Салиенко, отличается от предыдущих подбором произведений: сейчас в галерее представлены только вещи военных лет — раньше же, в Царицыне и в Вене, показывалось творчество Кукрыниксов в целом. «В принципе, все, что Кукрыниксы сделали в военные годы, — это лучшее, что они сделали вообще, если уж говорить честно. Они и сами так считали и говорили о том, что если бы мы не сделали ничего ни до, ни после, то достаточно было бы того, что мы сделали в годы войны», — комментирует Александра Салиенко.

Выставка приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, и то, что она открылась позже, чем основная масса экспозиций на военную тематику, идет ей на пользу: она не потерялась на фоне масштабных музейных проектов. В небольшой галерее разместилось около сотни политических карикатур, карандашных шаржей на Риббентропа, Гесса и других участников Нюрнбергского процесса, на котором Кукрыниксы присутствовали и работали. Также можно увидеть оригиналы «Окон ТАСС» — агитационных плакатов, нередко сочетавших в себе сатирическое изображение врага и едкие стихотворные комментарии. Многие работы с выставки сопровождаются стихотворениями Самуила Маршака, с которым они много и плодотворно сотрудничали. Присутствуют на выставке и зарисовки, сделанные в послевоенных Берлине и Нюрнберге, где запечатлено постепенное возвращение к мирной жизни, а также малоизвестные широкой публике масляные этюды руин разрушенных войной европейских городов.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+