18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Вечер памяти Джона Стюарта, стоявшего у истоков рынка русского искусства, прошел в Лондоне

В аукционном доме MacDougalls в Лондоне состоялся вечер, посвященный памяти Джона Стюарта, главы русского отдела аукционного дома Sotheby’s с 1976 по 1996 год, организованный лондонским офисом газеты The Art Newspaper Russia. Спонсорами мероприятия выступили английское издательство Unicorn Press, публикующее книги о русском искусстве, ресторан русской кухни Stolle, компании Attilus Caviar и Casanova Prosecco при непосредственном участии MacDougalls.

Джон Стюарт — фигура отчасти мифическая для русского рынка. В конце 1970-х он основал отдел русского искусства в Sotheby’s, благодаря ему аукцион впервые заинтересовал разом западных и русских покупателей, к середине 1990-х стали активно продаваться иконы и авангард. Это Стюарт придумывал вечеринки с казаками и русские «пати», выплескивавшиеся на Нью-Бонд-стрит. Есть эксперты, критически относящиеся к искусствоведческим достижениям Джона Стюарта, — но нет ни одного, кто не признавал бы его харизмы и вклада в развитие русского арт-рынка. Пожалуй, только такая фигура, как он, могла настолько объединять, что интерес к его личности даже примирил на время представителей конкурирующих аукционных домов. На вечере его памяти были глава международного отдела Christie’s Алексей Тизенгаузен, глава отдела частных продаж Sotheby’s Джо Викери, представительница русского отдела аукциона Bonhams Дарья Черненко. А Уильям Макдугалл, содиректор аукциона MacDougalls, рассказал, что первые произведения русского искусства для своей коллекции он приобрел именно у Джона Стюарта.

Из воспоминаний присутствовавших сложился образ блестящего и эксцентричного человека, одновременно автора книг «Иконы» и «Рокеры», приезжавшего на работу в Sotheby’s на мотоцикле и носившего поэтому кожаные штаны.

Иван Самарин (эксперт по живописи Ивана Айвазовского, также работавший в Sotheby’s; он тоже приезжает на аукционы на мотоцикле) поделился своими воспоминаниями о Джоне Стюарте — коллеге, наставнике и друге. Вслед за ним выступил Питер Баткин, в прошлом глава отдела искусства Восточной Европы Sotheby’s, порадовавший слушателей рассказами о Джоне Стюарте — знатоке истории Санкт-Петербурга и юмористическими зарисовками о путешествиях в его компании по разным странам.

Мартин Саундерс-Роулингс, специалист по русскому прикладному искусству, вспомнил о первых днях совместной работы со Стюартом, о зарождении русского рынка и о знаменитых вечеринках в его лондонском доме, на которых бывали и потомки русских аристократов, и ведущие поп-звезды того времени.

София Гудман, дочь крестных родителей Стюарта (в девичестве Клейнмихель, дочь графа Владимира Николаевича Клейнмихеля), рассказала о его знакомстве с общиной русских белоэмигрантов в Лондоне, об общении с ним своей семьи, о его обращении в православие, интересе к русской культуре и православной иконе.

Вечер завершился зарисовкой Янни Петцопулоса, специалиста по искусству Византии и владельца галереи Axia, которому Стюарт перед смертью завещал рукопись своего труда об иконописи Triumph of Orthodoxy. Он говорил об увлеченности Стюарта русским духовным наследием, его поездках на Афон и в реставрационные мастерские Центра Грабаря. А лорд Страткаррон, глава издательства Unicorn Press, объявил о готовящейся к публикации книге воспоминаний о Джоне Стюарте и предложил присутствующим в зале делиться своими мемуарами для предстоящего издания.

На вечере присутствовали такие почетные гости, как представитель пресс-отдела при российском посольстве в Великобритании Константин Шлыков, известная покровительством Коллекции Уоллеса и Музею Виктории и Альберта Делла Ховард, лорд Судели, кураторы Музея Виктории и Альберта Тесса Мердок и Линда Ллойд-Джоунс, лично знавшие Джона Стюарта и сотрудничавшие с ним. Вечер также посетили известный британский искусствовед Эдвард Люси-Смит и коллекционер-искусствовед Нина Лобанова-Ростовская. Светского лоска и столь любимой Стюартом экстремальности вечеру добавило присутствие исполнительного директора команды Mercedes на гонках «Формула-1» Падди Лоу с женой Анной Даньшиной.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+