18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Париж с Алексеем Тархановым: кукольные страсти

«Манекен художника, манекен-фетиш» называется выставка в Музее Бурделя. Это замечательная выставка, на которую можно прийти не один раз. Она начинает рассказывать о манекенах-помощниках, которыми пользовались художники вместо того, чтобы писать натурщиков, а потом увлекается и приходит к историям про то, как превратившиеся в человекоподобных кукол манекены оживали и порабощали своих хозяев.

Как поступали художники до изобретения фотографии? Прекрасно обходились. Они могли выстраивать в подробностях свои будущие полотна со многими персонажами — в деревянных ящиках, воспроизводящих в миниатюре перспективу и эффекты освещения. Как это было, показывает реконструкция «Большой машины» Никола Пуссена, где одним глазком можно заглянуть в ящик, в котором выстроены одетые в пестрые одежды куколки.

Когда же надо было подробнее заняться прорисовкой отдельных фигур, на помощь приходили манекены из дерева или тряпок, готовые принять любую необходимую позу и держать ее хоть месяцами. Один из таких манекенов 1810 года из Академии Каррары — на афише выставки и поражает своей прямо-таки человеческой статью.

Эти молчаливые помощники необыкновенно ценились, передавались из художественного поколения в художественное поколение и покупались. К примеру, Уолтер Сикерт очень гордился тем, его манекен (он стоит на выставке) принадлежал когда-то Уильяму Хогарту, как будто бы вместе с манекеном к нему переходили слава и мастерство предшественника. У Томаса Гейнсборо было целых два манекена, и его парный портрет подростков демонстрирует, по мнению кураторов, не только достоинства живописи, но и качества истуканов. Это позволит нам, кстати, бесстрастность лиц и картонность поз во многих случаях возводить не к персональному стилю художника, а к убогой внешности его модели.

Конечно, не все художники могли позволить себе такую роскошь, манекенов было мало, не хватало Урфина Джюса, нуждавшегося в таком количестве деревянных солдат. Каждый из манекенов был единственным в своем роде и стоил состояние. За цену одного манекена можно было два года пользоваться услугами живой натурщицы, которая годилась еще на многое: кроме позирования, могла согреть обед и постель.

Ближе к ХХ веку деревянных человечков поставили на поток и стали продавать в художественных лавках вместе с мольбертами, холстами и красками. Чертежи этих искусственных кукол, не имевших ни возраста ни пола, обнаруживают сложность конструкции, совершенство креплений и шарниров. В отличном каталоге выставки можно увидеть даже томографические изображения их дубовых голов с металлическим каркасом. Появились манекены со сложнейшей конструкцией, с руками, ногами, даже пальцами, двигающимися во всех направлениях.

Параллельно выставка рассказывает о рождении манекенов-кукол, которые, как живые манекенщицы сейчас, должны были разъезжать по городам для модных показов. Их называли «посланниками моды», потому что их посылали в Берлин или Санкт-Петербург с комплектом платьев последнего парижского сезона. Они развозили модную заразу по Европе и добирались до Америки — представьте себе корабль, на котором в колонию плывут Манон и Анжелика, а в трюме лежит их подобие — румяное, не боящееся качки.

Манекен превращается в куклу и в персону, хотя и не восковую. В зале, где показаны картины с участием манекенов, мы видим девочку, играющую с человечком, как с Буратино, и немецкого крестьянина, испуганно снимающего шляпу в мастерской художника перед манекеном в военном мундире. И в том, и в другом случае — и ребенок, считающий манекен куклой, и крестьянин, считающий манекен генералом, — они выводят его из состояния неподвижного, неживого, бессловесного. Кукла вот-вот может заговорить — и далее следует история детских кукол, которые были сначала такими же модными взрослыми «парижанками» (будущие Барби), а потом стали «беби» и даже благодаря изобретателю фонографа Томасу Эдисону заговорили гадкими голосами как из бочки.

Ну а художники, словно прозрев, стали изображать манекена, который ничего не изображает, кроме самого себя. Отсюда серия Алена Битона с манекеном, который пишет или откидывается в кресле. Или совокупляющиеся в недвусмысленной позе, изначально бесполые, но обретающие пол в своих ролях «Мистер и миссис Вудман» с фотографии Ман Рэя.

К тому времени манекен ушел из мастерских в витрины. Сюрреалисты наделили его таинственными свойствами, а Эльза Скьяпарелли заказала себе пару, почти настоящих мужчину и женщину, названных Паскаль и Паскалина. Они выставлены голыми, но стыдливость посетителей не страдает: ремесленник не воспроизвел всех деталей. Это были существа, похожие на людей и способные на чувства, о чем говорит отрывок из фильма Ганса Рихтера — история трагической любви к женскому манекену манекена мужского, буквально теряющего голову.

Тут кстати приходится миф о Пигмалионе. Хотел бы я знать, упрекал ли себя художник, занимаясь потом любовью со своей ожившей Галатеей, в том, что что-то не доработал, не предусмотрел, дал слабину. Все же было в его руках! О том, чем может это кончится, говорит рассказанная здесь же история куклы Оскара Кокошки, известной не меньше, чем Олимпия-Коппелия или кукла наследника Тутти. Когда его любимая Альма Малер оставила его, он заказал мюнхенской театральной художнице Гермине Мосс изображение своей подруги в натуральную величину и со всеми деталями. В отличие от реальной Малер, она была набитая дура, послушная и бессловесная — именно то, что, возможно, и было нужно Кокошке. Поигравшись с ней, он искромсал ее на куски и отрубленную голову выкинул на помойку.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+