18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Никола Пуссен. Вольнодумец и философ или истовый католик?

№33
Материал из газеты

Об этом выставка в Лувре к 350-летию со дня смерти основателя классицизма

Со времени публикации в 1958 году одной из авторитетнейших в научном мире монографий о Никола Пуссене (1594—1665) английского искусствоведа Энтони Бланта бытует мнение, что религия занимала весьма скромное место в жизни и творчестве французского мастера XVII века. Что он был скорее стоиком, чем христианином, скорее вольнодумцем, чем правоверным католиком. Что подтверждает и превалирующее количество сюжетов из античной мифологии в его наследии.

Однако в последнее время это мнение, еще раз декларированное искусствоведом Жаком Тюилье в его объемном каталоге к выставке Пуссена в Лувре в 1994 году, стало подвергаться сомнению.

Не в последнюю очередь благодаря Марку Фумароли, еще одного специалиста по Пуссену. Тщательнейшим образом исследовав биографию Пуссена, он пришел к выводу, что тот был ортодоксальным католиком, и что Блант представлял художника чуть ли не леваком из-за своих коммунистических симпатий. Известно, что в Риме, где Пуссен провел большую часть своей жизни и там же умер, он был близок кардиналу Франческо Барберини и дружил с его секретарем Кассиано даль Поццо. Они покровительствовали ему и заказали не одну картину на религиозную тему, такие как, например, Мученичество святого Эразма, 1628; Семь таинств, 1639–1640.

Теперь эта точка зрения нашла свое воплощение в выставке Пуссен и Бог в Лувре. Кураторы собрали для нее 63 живописных полотна и 34 рисунка на библейские и евангельские темы из коллекции Лувра и других музеев. Их распределили по семи разделам: римский католицизм, картины на тему Святого семейства, патроны-иезуиты и друзья-католики, предпочтение христианского провидения языческому фатуму, образы Моисея и Христа в творчестве Пуссена и, в конце,  его величественные пейзажи, пронизанные божественным присутствием. Тем самым зрителю предлагают рассматривать искусство Пуссена, где часто соседствуют сакральное и языческое, в контексте его религиозных воззрений. И это еще один ключ к пониманию наследия большого мастера, но, скорее всего, тоже не последний.

Параллельно с выставкой Пуссена в Лувре открылась еще одна — Изготовление сакральных образов. Рим-Париж, 1580—1660. Она включает 85 картин, скульптур и рисунков и создает контекстуальный фон для выставки Пуссена. Акцент здесь сделан на различиях национальных школ в эпоху Контрреформации — триумфально-театральной в Риме и куда более классической, сдержанной и рациональной у французов.

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+