18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Голландцы большие и крайне рачительные

№33
Материал из газеты

Совместный проект российских региональных музеев и нидерландского Фонда культурной инвентаризации на базе Омского областного музея изобразительных искусств продлится до 2017 года

Деятельность Фонда культурной инвентаризации (SCI), основанного в Нидерландах в 1997 году, направлена на изучение, опись и каталогизацию неизвестных ранее произведений голландского и фламандского искусства за пределами США и Европы. Лия Гортер, директор SCI, вспоминает, что многолетняя программа описи объектов этих двух национальных художественных школ, распыленных по самым разным странам, началась после того, как однажды она получила факс из Национального музея Кубы. Тамошние искусствоведы прислали на предварительную атрибуцию изображения восьми фламандских и голландских картин. Оказалось, что в кубинском музее хранится 175 произведений «малых голландцев», не зафиксированных ни в одном каталоге. С тех пор и началась кропотливая работа по собиранию художественных осколков некогда могущественной культурной империи.

Большая часть работы SCI связана с деятельностью российских региональных собраний. Крупные столичные коллекции — Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа — описаны и собраны в тома солидных каталогов, тогда как едва ли не в каждой из областных галерей обязательно живут картины, скульптуры или объекты мелкой декоративной пластики, происходящие из Голландии либо Фландрии. И пока голландцы не столкнулись с реальной жизнью российских музеев, главной задачей Фонда культурной инвентаризации, рука об руку работающего с Государственной службой Нидерландов по культурному наследию (RCE) и Реставрационным ателье Лимбурга (SRAL), было создание единой информационной базы обо всех памятниках и артефактах национальных школ, хранящихся, например, в России. Такая информация незаменима при исследовании жизни и творчества не самых знаменитых художников, о которых известно гораздо меньше, чем о Рубенсе или Рембрандте. И при атрибуции новонайденных картин. Ну и при работе над большими выставками, в которых редко используемые шедевры никогда не бывают лишними.

Однако, описывая россыпи национальных школ, рассредоточенные в собраниях Урала и Сибири, нидерландские специалисты быстро осознали, что коллегам нужно помогать не только информацией, но и научно-методическими семинарами (к настоящему времени состоялось уже два, на июнь в Омске намечен третий научно-практический семинар "Научное исследование и реставрация произведений голландской и фламандской живописи XVII—XIX веков"). Один из первых докладов, открывающих сборник тезисов второго такого собрания, недавно изданный Омским областным музеем изобразительных искусств им. М. А.Врубеля, посвящен влиянию климата на деревянные произведения искусства (доклад Барта Анкельмана из RCE), другой — влиянию света и всевозможных излучений на музейные коллекции (доклад Рене Хоппенбраурса из SRAL), третий — тому, как правильно построить реставрационный стол для соединения частей деревянных основ живописи (Кейт Меймур из SRAL). Теория и практика, короче говоря, идут рядом.

Сначала специалисты SCI изучали и описывали коллекции средней полосы России и только затем выдвинулись на Урал и в Сибирь. В первых своих поездках голландские искусствоведы и реставраторы за один только месяц посетили 40 музеев, выявив интересные работы в Екатеринбурге, Владивостоке, Иркутске, Новосибирске, Томске, Тюмени, Челябинске. Одна из самых представительных в российском Зауралье коллекций голландцев и фламандцев оказалась именно в Омске, ставшем центром этой международной программы. Теперь сотрудники Омского областного музея участвуют в интернациональных выставках, ездят изучать опыт коллег в Европу, сами проводят встречи и семинары. И что, может быть, самое важное — готовятся открыть у себя в городе межрегиональные реставрационные мастерские, в которых провинциальные музеи нуждаются примерно так же, как и в грамотном, вменяемом менеджменте. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+