Декадентский аромат русского балета

№33, май 2015
№33
Материал из газеты

В 2009 году Роже Дав создал ставший всемирно известным аромат. После поездки в Россию появился парфюм под названием «Дягилев»

Знаменитый аромат 2009 г. Roja Dove Diaghilev. Флакон духов, перевыпущенных в 2012 г.
Знаменитый аромат 2009 г. Roja Dove Diaghilev. Флакон духов, перевыпущенных в 2012 г.

Создатели парфюмерии — люди необычные, но к Роже Даву эта характеристика применима в высшей степени. Больше 30 лет он создает селективную парфюмерию, которая стала легендой и классикой, кардинально отличающейся от большинства продукции на нишевом парфюмерном рынке. Дав — историк парфюмерии, единственный в мире официально удостоенный звания профессора парфюмерии. Он был соавтором аромата — подарка к свадьбе принца Уильяма и Кейт Миддлтон, выпущенного в единственном, точнее, в двойном экземпляре. Дав владеет уникальным бутиком Haute Parfumerie в лондонском универмаге Harrod’s, который, скорее, напоминает музей парфюмерии: там собраны коллекции парфюмерных шедевров, которые в большинстве своем уже сняты с производства. Он автор двух книг об ароматах: The Essence of Perfume и Quintessentially Perfume, которые, по отзывам специалистов, являются не столько учебниками, сколько художественными произведениями, путеводителями по легендам, мифам и фактам о запахах и флаконах.

Чувствительность к запахам была у Роже с детства: он до сих пор отчетливо помнит запах матери, когда она целовала его перед сном. Позже талантливый юноша стал студентом медицинского факультета в Кембридже, а в 1978 году, на свой 21-й день рождения, он оказался в Париже, в бутике Guerlain на Елисейских Полях. В этот момент он решил связать свою дальнейшую жизнь с парфюмерным искусством. В возрасте 24 лет Роже Дав начал карьеру в доме Guerlain. Тогда настойчивого молодого человека приняли на младшую должность в отдел связей с общественностью. В течение следующих 20 лет Дав стал первым человеком не из семьи Герлен, удостоенным звания «посла парфюмерии Guerlain».
В начале 2000-х он почувствовал, что готов начать строить собственную парфюмерную империю. В 2004 году Дав основал компанию высокой парфюмерии Roja Dove Haute Parfumerie. К этому моменту у него уже был длительный опыт создания индивидуальных ароматов по заказу богатейших людей мира, например арабских шейхов. Цены на флакон таких парфюмов начинались от £25 тыс. Но если эти ароматы, их рецептура и имена владельцев зачастую оставались в тайне, то в 2009 году Дав создал аромат, ставший всемирно известным. Теплый, сухой, сладострастный, фруктовый, пряный, мягкий, чувственный запах, очень сложный и глубокий, был сотворен после поездки в Россию и знакомства с ее культурой. Он получил название Дягилев. «Я считаю Сергея Павловича крупнейшим культурным деятелем ХХ века, человеком, который изменил мир, совершил культурную революцию», — сказал тогда парфюмер.

Дягилев стал частью большой выставки в лондонском Музее Виктории и Альберта, посвященной 100-летию начала балетных «Русских сезонов» в 1909 году. Тогда русское искусство танца, музыки, живописи, показанное Дягилевым в Европе, потрясло и во многом изменило ход европейской истории искусства. Выпущенный тиражом 1 тыс. экземпляров парфюм-оммаж, невзирая на высокую стоимость, был моментально раскуплен коллекционерами.

Впервые перевыпущенные в 2012 году, эти духи лишились афиши балета Нарцисс работы Леона Бакста на флаконе (права на плакат принадлежат музею) и роскошного ретро-атомайзера с шелковой кистью, но главное, что запах остался столь же восхитительно насыщенным. Сам Дав характеризует его как «декадентскую опьяняющую утонченность» — именно такое впечатление производили, по отзывам современников, и театральные постановки Дягилева. Этот человек широкой души, кипучей энергии и трагической личной судьбы объединил и открыл миру великих деятелей искусств начала ХХ века: композитора Игоря Стравинского, балетных артистов Вацлава Нижинского, Сержа Лифаря, Анну Павлову, Тамару Карсавину, художников Леона Бакста и Александра Бенуа. Создавая постановки в стиле «синтеза всех искусств», Дягилев перед спектаклем наносил на театральный занавес несколько капель пряно-фруктового шипра Guerlain — да-да, того самого Guerlain, с которого началась жизнь Роже Дава в парфюмерном искусстве. Сейчас, спустя столетие, у нас есть уникальная возможность, вдыхая запах, воссоздать для себя головокружительную, всепоглощающую ауру легендарных «русских сезонов» в Париже. Когда-то это грандиозное предприятие Сергея Дягилева обеспечило всемирную славу русскому искусству. Парфюм Роже Дава доказывает, что эта слава жива и по сей день. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+