18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эффект «Присутствий» Пьера Дмитриенко

В женевской галерее Interart проходит выставка «Присутствия» французского художника, графика и скульптора Пьера Дмитриенко. Два десятка работ, созданных в период с 1954 по 1973 год, из частных коллекций едва ли не впервые за несколько десятилетий собраны вместе, чтобы напомнить о забытом мастере.

Его имя не мелькает на аукционах и арт-ярмарках, редко встретишь его картины и на выставках. Но у знатоков искусства XX века, преимущественно европейских, Пьер Дмитриенко на хорошем счету. При жизни художнику благоволили Шарль Этьен, Бернар Дориваль, Мишель Рагон. Сегодня послом Дмитриенко в арт-мире выступает Ирина Столярова — коллекционер с завидной подборкой авторов русской эмиграции. А его картины входят в собрания крупнейших мировых музеев: MоMA в Нью-Йорке, Центра Помпиду в Париже, Королевского музея изящных искусств в Брюсселе, Музея изобразительных искусств в Тель-Авиве, галереи Тейт в Лондоне.

Пьер (Петр) Дмитриенко родился в 1925 году в Париже в семье русских эмигрантов первой волны. Изучал архитектуру в Академии изящных искусств, но увлечение живописью оказалось сильнее. Его главным университетом стала парижская школа, учителями — Андре Ланской, Серж Поляков, Николя де Сталь, учебниками — полотна Пита Мондриана, Эжена Делакруа, Теодора Жерико, Франсиско Гойи и Джексона Поллока. Не желая дословно следовать ни одному из художественных направлений, Дмитриенко признавался, что «борьба между экспрессионистской формой и склонностью к символизму» в его творчестве не прекращалась ни на секунду. К чему она привела? К «присутствиям», к узнаваемой и отличной от других «парижан» интенсивности. Интенсивности света, цвета и формы. Сам же художник называл ее «аурой», которую в разные годы он искал в стихиях, в человеке и даже в Боге. Тему присутствий он будет разрабатывать до смерти (умер в 48 лет, от рака), ослабляя или сгущая краски, упрощая композиции, и варьируя сюжеты — будь то война в Алжире или религиозные мотивы. Художник говорил, что хотел пробудить в человеке сомнения относительно его природы. В этом смысле картины Пьера Дмитриенко честнее иного зеркала.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+