18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Май на арт-рынке — месяц дизайна

№33
Материал из газеты

Sotheby’s и Christie’s традиционно в этом месяце предлагают мебель, предметы интерьера от лучших дизайнеров Старого и Нового Света за последние 100 лет. А тон всему задает уместный всегда и везде и потому востребованный ар-деко

Стиль ар-деко, в этом году отмечающий 90-летие (точкой отсчета принято считать Международную выставку декоративных искусств 1925 года в Париже), остается и одним из самых универсальных, уместным всегда и везде. Простые формы, но редкие и дорогие материалы, вкус, проявленный в деталях, — формула роскоши, к которой тянулся мир между двумя мировыми вой­нами. У Sotheby’s на торгах — письменный стол 1928 года из редкой и дорогой древесины амбойны одного из столпов ар-деко Эмиля Жака Рульманна (€120–180 тыс.). Одна из ярких звезд следующего периода французского дизайна — Шарлотта Перриан, работавшая с Ле Корбюзье и Жаннере. Ее двухмет­ровый письменный стол из цельного дуба (1950) простой и обтекаемой формы выставляет Christie’s (€300–500 тыс.). Истоки его форм уходят в довоенное время, когда Перриан с Жаннере ездили на побережье, где собирали гальку, кусочки дерева, выброшенные морем, затем очищали и фотографировали, придавая им статус «спонтанного» искусства.

За современную мебель отвечает Клод Лаланн. На торгах представлен «мягкий» вариант ее стиля — никаких звериных или птичьих голов и позолоченных шкур, только растительные мотивы: у Sotheby’s — на кофейном столике (1972, €80–120 тыс.), у Christie’s — в паре «бамбуковых» стульев (2013, €60–80 тыс.).

Еще одному мастеру дизайна ХХ века Christie’s посвятит отдельный аукцион: около 250 предметов Лин Вотрен выставляет на торги в Париже ее дочь. Любимица декораторов и коллекционеров (ее предметы были в доме Ива Сен-Лорана), Вотрен начала придумывать объекты едва ли не в раннем детстве, играя в бронзолитейной мастерской отца. В 14 лет она пыталась продавать украшения, сделанные из мебельных ручек и других декоративных элементов, на парижских автобусных остановках, а в 1937 году, когда ей было 24, имела большой успех с оригинальными украшениями, пудреницами, коробочками и пряжками на Всемирной выставке. Выставленная на торги коллекция оценивается в €650 тыс., а цены на отдельные лоты начинаются от €200. Самый дорогой лот (€80–120 тыс.) — круглое зеркало Если бы парни всей Земли с танцующими по окружности фигурами из изобретенного Вотрен искусственного материала талоселя.

За английский вкус на торгах Sotheby’s до недавнего времени отвечала внучка премьер-министра, крестница королевы Мэри герцогиня Роксбург, умершая летом 2014 года, всего за год до своего векового юбилея. Внушительный каталог торгов, которые Sotheby’s будет проводить в течение двух дней, включает обстановку имения герцогини в графстве Суррей, доставшегося ей от матери, и личные вещи. На торгах — барочная и классицистическая мебель, фамильный фарфор и разные интерьерные «безделицы» вроде настольных часов Cartier (£8–12 тыс.) эпохи ар-деко или портрета королевы Мэри в рамке от Фаберже (£4–6 тыс.). Работы Тиффани из собрания чикагского коллекционера Роя Варшавски Sotheby’s выставляет на торги в Нью-Йорке. Придуманные им новые виды стекла и усовершенствованная техника витража, где кусочки стекла соединяются между собой с помощью тончайшей медной фольги, произвели революцию. Позже технику Тиффани поставят на поток, превратив в ширпотреб, как и многочисленные вазы Галле, но первые подлинные вещи, сделанные при жизни и под наблюдением мастера, ценятся на вес золота. В коллекции Варшавски об этом периоде дает представление великолепный образец американского модерна — фонарь с ирисами, играющий цветными рефлексами на свету ($400–600 тыс.) и настольная лампа с цветками пиона на витражном абажуре ($600–900 тыс.). 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+