18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Ретроспектива одной из самых заметных фигур в русском авангарде — Георгия Якулова — и проект классиков современного искусства Игоря Макаревича и Елены Елагиной в Третьяковской галерее, отечественные иллюстраторы детских книг в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Георгий Якулов (1884–1928), ярко блиставший на небосклоне русского искусства 1910–1920-х, был впоследствии незаслуженно почти забыт. А между тем не было тогда художника, который бы не ценил его за легкий нрав, талант собирать вокруг себя единомышленников и смелые эксперименты в живописи. Начинал Якулов с фовизма, экспериментируя с цветом, а после даже подвел под свои цветовые опыты теоретическую базу, назвав ее «теорией разноцветных солнц». Смысл сводился к тому, что в зависимости от цвета и интенсивности солнца возникают стилевые различия и в живописи. Считается, что именно Якулов вдохновил Робера и Соню Делоне на создание «орфизма», когда общался с ними в Париже в 1910-х годах. В 1920-е художника целиком захватил театр, в этот период он тесно сотрудничал с Всеволодом Мейерхольдом и Александром Таировым, оформив 26 спектаклей, многие из которых стали классикой сценографии, например «Принцесса Брамбилла» или «Жирофле-Жирофля». Последней его работой стал балет «Стальной скок» на музыку Сергея Прокофьева для антрепризы Сергея Дягилева в 1927 году. Для выставки «Георгий Якулов. Мастер разноцветных солнц» отобрано более 100 произведений из собраний Государственной Третьяковской галереи, Национальной галереи Армении в Ереване и других музеев. До 19 июля.


Выставлять современное искусство среди музейных произведений — довольно смелый ход со всегда неожиданным результатом. У известных отечественных художников Игоря Макаревича и Елены Елагиной уже был подобный опыт. Несколько лет назад их концептуалистские работы были выставлены в Музее истории искусств в Вене среди произведений старых мастеров — полотен Брейгеля, Кранаха, Грюневальда и Альтдорфера. Теперь их объекты разместились в залах соцреализма Третьяковской галереи рядом со знакомыми всем с детства полотнами «Лед прошел» (1945) Сергея Герасимова, «Сенокос» (1945) и «Весна» (1954) Аркадия Пластова, «Стакан молока» (1984) Гелия Коржева, «Матери» (1960–1961) братьев Ткачевых. Таким образом кураторы выставки и художники предлагают зрителю не только сравнить и проанализировать язык традиционного и современного искусства, но и по-новому увидеть и оценить хрестоматийные произведения. Совсем не случайно и сама выставка называется «Макаревич — Елагина: анализ искусства». До 31 июля.


Выставка «Сказочники. Книжная графика Владимира Конашевича, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина охватывает период с 1930-х, с наследия Владимира Конашевича (1888–1963), начинавшего свой путь в «Мире искусства» в 1920-е, иллюстратора практически всей детской литературной классики, в первую очередь произведений Корнея Чуковского и Сергея Михалкова, сказок Ханса Кристиана Андерсена и Шарля Перро. В экспозиции около 200 произведений с 1930-х по 1960-е годы замечательного мастера детской иллюстрации, в том числе впервые выставляемый «Атлас переливания крови» с иллюстрациями, созданными в военном 1943 году в блокадном Ленинграде. Второй, не менее значимый период в жанре книжной графики, представлен творчеством художников-нонконформистов, которые начали свое сотрудничество с издательствами «Детская литература» и «Малыш» в конце 1950-х. Они тоже давно уже признанные классики детской иллюстрации, каждый со своим легко узнаваемым стилем: отточено-виртуозным у Ильи Кабакова, динамичным и полным юмора у творческого тандема Эрика Булатова и Олега Васильева, таинственно-сюрреальным у Виктора Пивоварова. С 25 апреля по 28 июня.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+