18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Три самые интересные выставки недели

Ретроспектива одной из самых заметных фигур в русском авангарде — Георгия Якулова — и проект классиков современного искусства Игоря Макаревича и Елены Елагиной в Третьяковской галерее, отечественные иллюстраторы детских книг в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Георгий Якулов (1884–1928), ярко блиставший на небосклоне русского искусства 1910–1920-х, был впоследствии незаслуженно почти забыт. А между тем не было тогда художника, который бы не ценил его за легкий нрав, талант собирать вокруг себя единомышленников и смелые эксперименты в живописи. Начинал Якулов с фовизма, экспериментируя с цветом, а после даже подвел под свои цветовые опыты теоретическую базу, назвав ее «теорией разноцветных солнц». Смысл сводился к тому, что в зависимости от цвета и интенсивности солнца возникают стилевые различия и в живописи. Считается, что именно Якулов вдохновил Робера и Соню Делоне на создание «орфизма», когда общался с ними в Париже в 1910-х годах. В 1920-е художника целиком захватил театр, в этот период он тесно сотрудничал с Всеволодом Мейерхольдом и Александром Таировым, оформив 26 спектаклей, многие из которых стали классикой сценографии, например «Принцесса Брамбилла» или «Жирофле-Жирофля». Последней его работой стал балет «Стальной скок» на музыку Сергея Прокофьева для антрепризы Сергея Дягилева в 1927 году. Для выставки «Георгий Якулов. Мастер разноцветных солнц» отобрано более 100 произведений из собраний Государственной Третьяковской галереи, Национальной галереи Армении в Ереване и других музеев. До 19 июля.


Выставлять современное искусство среди музейных произведений — довольно смелый ход со всегда неожиданным результатом. У известных отечественных художников Игоря Макаревича и Елены Елагиной уже был подобный опыт. Несколько лет назад их концептуалистские работы были выставлены в Музее истории искусств в Вене среди произведений старых мастеров — полотен Брейгеля, Кранаха, Грюневальда и Альтдорфера. Теперь их объекты разместились в залах соцреализма Третьяковской галереи рядом со знакомыми всем с детства полотнами «Лед прошел» (1945) Сергея Герасимова, «Сенокос» (1945) и «Весна» (1954) Аркадия Пластова, «Стакан молока» (1984) Гелия Коржева, «Матери» (1960–1961) братьев Ткачевых. Таким образом кураторы выставки и художники предлагают зрителю не только сравнить и проанализировать язык традиционного и современного искусства, но и по-новому увидеть и оценить хрестоматийные произведения. Совсем не случайно и сама выставка называется «Макаревич — Елагина: анализ искусства». До 31 июля.


Выставка «Сказочники. Книжная графика Владимира Конашевича, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина охватывает период с 1930-х, с наследия Владимира Конашевича (1888–1963), начинавшего свой путь в «Мире искусства» в 1920-е, иллюстратора практически всей детской литературной классики, в первую очередь произведений Корнея Чуковского и Сергея Михалкова, сказок Ханса Кристиана Андерсена и Шарля Перро. В экспозиции около 200 произведений с 1930-х по 1960-е годы замечательного мастера детской иллюстрации, в том числе впервые выставляемый «Атлас переливания крови» с иллюстрациями, созданными в военном 1943 году в блокадном Ленинграде. Второй, не менее значимый период в жанре книжной графики, представлен творчеством художников-нонконформистов, которые начали свое сотрудничество с издательствами «Детская литература» и «Малыш» в конце 1950-х. Они тоже давно уже признанные классики детской иллюстрации, каждый со своим легко узнаваемым стилем: отточено-виртуозным у Ильи Кабакова, динамичным и полным юмора у творческого тандема Эрика Булатова и Олега Васильева, таинственно-сюрреальным у Виктора Пивоварова. С 25 апреля по 28 июня.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+