18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Императорский фарфоровый завод в Музее Фаберже

На Пасху в санкт-петербургском Музее Фаберже, где сейчас проходит Детский пасхальный фестиваль искусств, открылась выставка работ художников Императорского фарфорового завода, названная «Воскресение». Известно многолетнее сотрудничество фарфорового завода с Эрмитажем или с современными художниками, но для недавно созданного Музея Фаберже эта выставка стала первым опытом. В контексте музея, демонстрирующего произведения знаменитой ювелирной марки и посвященного целой эпохе в русском декоративно-прикладном искусстве, показ фарфора как нельзя более уместен: изобретатель «российского порцелина» Дмитрий Виноградов создал первое фарфоровое пасхальное яйцо в 1749 году для императрицы Елизаветы. Естественно, что изделия Императорского фарфорового завода и фирмы Карла Фаберже уравнены в ценности и значимости для Петербурга и всей отечественной культуры.

В небольшом зале куратор Наталья Овчинникова собрала 15 мастеров и более 100 предметов. В каждой витрине не только пасхальные яйца, но и отдельные вещи из сервизов, вазы, композиции. Многие работы датированы последними годами, но есть и созданные за прошедшее десятилетие.

На выставке представлено не одно поколение художников Императорского фарфорового завода, где и в искусстве росписи по фарфору, и в пластике гармонично сосуществуют несколько художественных направлений, от классики до модернизма. Проверенная и вечная классика — крепкими широкими мазками написанные праздничные цветы Серафимы Богдановой или пасхальные яйца ее работы с точно перенесенными на фарфоровую поверхность иконописными образами. Три скульптуры ангелов, формой и цветом напрямую связанные с искусством авангарда, сделаны одним из самых известных художников завода, Инной Олевской. Пасхальные яйца и тарелки Татьяны Афанасьевой близки графике таких ленинградских авторов 1980-х годов, как Юрий Люкшин и Андрей Геннадиев. Узнаваемый стиль 1960-х ярко выразился в работах молодых художниц Юлии Жуковой и Марии Матвеевой, а предметы из чайных сервизов Екатерины Сазоновой отличает поэтический минимализм. Центр зала занимает анималистическая композиция «Переполох» — работа из бисквита скульптора Галины Белаш. Привлекающая внимание своей живостью сценка с птицами традиционна для пасхальных празднеств. По соседству с нахохлившимися воробьями безо всякой связи с современным искусством рассыпаны фарфоровые семечки.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+