18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Даниэль Либескинд выступил в Эрмитаже

В Петербург приехал Даниэль Либескинд; 19 апреля с аншлагом прошла его лекция в атриуме эрмитажного Главного штаба, днем раньше он встречался со студентами Государственного архитектурно-строительного университета (ГАСУ) и отвечал на их вопросы. Либескинд принадлежит к числу архитекторов-звезд, чьи постройки очень известны и расположены по всему миру, поэтому редкая удача — увидеть их (хотя бы на экране), а кроме того, эскизные рисунки и планы зданий с комментариями автора за час с лишним в рамках одной лекции. Ее организаторами, помимо Эрмитажа, выступили Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про Арте» и Благотворительный фонд Владимира Потанина.

Лекция под общим названием «Язык мест» была разделена девизами, каждый — а всего их было семь — соответствовал той или иной постройке. Первым стали «Голоса» и строившийся в течение 12 лет Еврейский музей в Берлине. Среди текстов, вдохновлявших архитектора при создании музея, — незаконченная опера Арнольда Шёнберга «Моисей и Аарон», ответом на которую и ее продолжением мыслилось это здание. По соседству с ним на фасаде перестроенного Либескиндом для Академии Еврейского музея цветочного рынка — цитата из Маймонида на трех языках: «Услышьте истину, кто бы ни говорил».

Реконструкция дрезденского Музея военной истории, исторический корпус которого Либескинд рассек на две части, была названа в лекции «Линия разломов». Здесь источником, по признанию архитектора, послужили дневники военных лет Виктора Клемперера, знаменитого филолога из Дрездена, пережившего бомбардировку города. Встроив современный клин и преобразовав старинное здание, архитектор выявил его исторический контекст, как и при постройке Королевского музея Онтарио в канадском Торонто.

Вообще музеи и все связанные с культурой постройки занимают существенную часть творчества Даниэля Либескинда, так что они составили большинство среди показанных на лекции объектов. Слово «Звук» обозначало театр «Гранд-канал» в Дублине, «Радикал» — Денверский художественный музей, «Саспенс» — частный музей в Китае, посвященный отцу китайской промышленной революции Чжан Чжидуну.

Девиз «Экспрессивность» — тут Либескинд сравнил архитектуру с кофе «эспрессо» — сопровождал показ частного дома, построенного в Коннектикуте и выглядящего на фотографиях инопланетным объектом среди лесов и полей Новой Англии. Работу в Нью-Йорке на месте башен-близнецов, названную в лекции «Основания памяти», архитектор описал как самую сложную: своим решением он отвечал одновременно перед родственниками жертв теракта 11 сентября, городской мэрией и властями, управляющими различными частями этой территории.

Сейчас Даниэль Либескинд занят работой на Ближнем Востоке, в месте, которое не захотел раскрывать публике, упомянув только, что это зона военных конфликтов и что, он надеется, архитектура тоже послужит делу примирения. Еще архитектор увлечен проектированием экономического жилья для персонала компании одного из своих заказчиков в Китае. Первого мая открывается построенный им китайский павильон на Экспо в Милане.

В конце выступления, отвечая на вопросы, Либескинд сказал, что на прошлой неделе был в Гаване. Вряд ли по работе, скорее, осматривал город в качестве туриста, но если дело так пойдет и дальше, то скоро его постройки появятся где угодно, даже на Кубе, только не в России.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+