18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Нужно ли останавливать работы в Шартрском соборе?

№32
Материал из газеты

О методах восстановления спорят не только в России

Собор Нотр-Дам в Шартре, в 80 км к юго-западу от Парижа, — шедевр готики, обладающий уникальным ансамблем витражей. Храм возведен в относительно короткий срок между 1194 и 1221 годом, благодаря чему отличается особым единством. Сейчас в нем идет реставрация, цель ее — придать убранству шедевра облик, близкий к первоначальному.

Дэвид Парк, возглавляющий отдел реставрации монументальной живописи в лондонском Институте Курто, сообщил The Art Newspaper, что шокирован, увидев на видео­записи, как ведется реставрация: рабочие «дробят, рубят и бьют по поверхности электрическими и другими инструментами, удаляя не только грязь; это имеет необратимые последствия».

Видео, размещенное на сайте Министер­ства культуры и коммуникаций Франции, сделано Анн Савалли в 2013 году. На нем видно, что реставраторы используют различные инструменты: металлические шпатели, молотки и щетки, закрепленные на электродрелях; они дробят, скалывают и расчищают сажу, веками скапливавшуюся на сводах.

Парк призывает к «немедленному прекращению работ и пересмотру проекта». ЮНЕСКО надо изменить статус Шартрского собора как объекта всемирного наследия. Его «поражает, что французские искусствоведы не выразили протеста на более ранней стадии».

Несмотря на то что видео заказало само министерство, глава регионального департамента исторических памятников Ирен Журде говорит, что оно «не отражает реалий работ». В нем «слишком много внимания» уделено реконструкции, хотя в действительности главная часть работ направлена на то, чтобы «сделать видимой, укрепить и очистить первоначальную отделку». За работами следит команда археологов: «Благодаря бережной очистке нам удалось полностью сохранить подлинные детали». Журде подчеркивает: реставрационные работы сначала были тщательно спланированы, а затем осуществлены в полном соответствии с проектом. Они начались в 2008-м и затем распространились на деамбулаторий, обновленный между 2012 и 2013 годами, где и снято скандальное видео. Реставраторы редко критикуют коллег так откровенно — что же стоит за этим конфликтом? В 1980-е годы обнаружили, что интерьеры собора в XIII и XV веках были расписаны охрой, а затем поверх нанесли рисунок, имитирующий кладку. Позднее его побеленная поверхность покрылась копотью. Недавно сажу решили удалить, сделав видимой сохранившуюся часть отделки. Участки, на которых оригинал утрачен (около 1/5 интерьера), заполняют современной копией рисунка.

Конфликт начался с текста историка архитектуры Мартина Филлера на сайте New York Review of Books в 2014 году, раскритиковавшем решение «перекрасить внутренние поверхности ярким белым и насыщенными цветами, дабы вернуть храму средневековый вид». Но такая перекраска меняет «восприятие бесподобных витражей». Мэдлин Кэвинесс и Джеффри Хэмбургер, ученые, входящие в консультативный совет Американского общества друзей Шартра, не согласны с оценкой Филлера. Они считают, что все работы идут в соответствии с высочайшими стандартами, и утверждают: восстановление первоначального убранства было верным решением. «Голый камень может соответствовать эстетике модернизма… но он далек от средневековых представлений о том, как должно выглядеть сакральное пространство».

Ученые добавляют: «Если в концепции реставрации и есть что-нибудь спорное, так это решение реставраторов ориентироваться на имитацию кирпичной кладки XIII века, которую они сочетают с пестрой росписью замковых камней, появившейся позднее». 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+