Ярмарка Art Paris заманивает новыми именами

Zul Mahmod. No Substance_City With No Soul, 2014
Zul Mahmod. No Substance_City With No Soul, 2014

В Париже в Гран-пале проходит Art Paris — ярмарка-космополит с демократичными ценами, где охотятся не за первыми именами, но за новыми. Такова концепция главного куратора Гийома Пьянса, и нынешний выпуск ярмарки выглядит увереннее, крепче и самостоятельнее прежних. Похоже, ей удалось избавиться от комплекса «салона отверженных», возникшего из-за долгих лет пребывания в тени более мощной парижской ярмарки FIAC. Теперь Art Paris наконец зажила без оглядки на конкурента.

После Китая и России почетными гостями ярмарки в этом году стали галереи из Сингапура и Юго-Восточной Азии. Организаторы утверждают, что художники из этого региона сегодня востребованны на международной арт-сцене как никогда. Для их поддержки пару лет назад даже была запущена госпрограмма с амбициозным названием «Ренессанс». И пусть пока из Сингапура не получилось Флоренции XXI века — в период с 2012 по 2014 год экспорт произведений искусства из страны, по данным журнала Art Asia Pacific, составлял $150–200 млн в год. Не последнюю роль в выборе направления сыграла и политика. В этом году Сингапур отмечает 50-летие независимости, и праздновать решили в Париже, специальный фестиваль стартовал в один день с Art Paris. В Гран-пале приехали восемь ведущих сингапурских галерей, представляющие художников из Бирмы, Вьетнама, Камбоджи, Малайзии, Таиланда и Филиппин. Их коллективный портрет получился весьма пестрым и вполне европейским, без заигрываний с национальным колоритом. Есть традиционная скульптура: две огромные, но изящные белоснежные колонки, соединенные стеклянным «проводом», сингапурской художницы Чэнь Сай Хуакуань встречают гостей на входе в Гран-пале. Есть экспериментальные инсталляции, как, например, сложносочиненная скульптура-лаборатория из стеклянных колб, в которой все пищит, звенит и движется, художника по имени Зюль Махмод (галерея Yeo Workshop). Есть эффектный арт-перформанс Ли Вена (галерея iPreciation, которой руководят две француженки): в раздетого темнокожего художника летит густая желтая краска, этакий сингапурский привет Иву Кляйну, только европеец искал неба, а азиат ищет солнце. На этом же стенде показана серия репортажных фотографий бирманского художника Ниен Чан Сю о кровавом перевороте 1962 года.

Но, несмотря на сингапурский фокус, азиатских гостей на вернисаже можно было пересчитать по пальцам — кассу Art Paris по-прежнему делают европейцы и американцы. Приглашения были выписаны на имена более 2,5 тыс. VIP-гостей и отправлены на несколько десятков адресов организаций коллекционеров из Лондона, Цюриха, Нью-Йорка, Страсбурга.

Sam Szafran. Lilette dans les feuillages, 2012
Sam Szafran. Lilette dans les feuillages, 2012

Новая интересная инициатива этого года — сольные стенды художников (solo show). Для Гийома Пьянса это еще один статусный козырь, который должен выделить Art Paris среди конкурентов. На его предложение откликнулись 34 галереи, и импровизированные выставки пользовались успехом. Loft Art Gallery представила Мохамеда Мелехи, 80-летнего марокканского художника, чья ретроспектива только что завершилась в Ницце. Галерея Caroline Smulders выставила француза Жерара Фроманже. Его большую персональную выставку Центр Помпиду организует в 2016 году. Парижский галерист Клод Бернар показывает своего любимого художника, живого классика, 81-летнего Сама Шафрана и французского скульптора Дениса Монфлера с двумя сотнями серых людей, сделанных из лавы. Настоящим арт-аттракционом стал стенд лондонской галереи Flowers. На Art Paris англичане дебютировали с Патриком Хагесом, основателем «реверспективы» (Reverspectives). Хитрая трехмерная конструкция действует таким образом, что, куда ни повернись, картина, состоящая из повторяющихся частей (например, венецианских палаццо или работ Мондриана), следует за тобой. Средняя цена — около €100 тыс., и уже в начале вернисажа большинство работ на стенде было продано.

В этом году в Art Paris принимает участие 145 галерей из 20 стран. Число иностранцев и французов одинаково. При этом среди иностранцев опять же сильно азиатское присутствие, в частности Китая. Так, пекинская галерея ON/gallery объединила своих художников под темой «Непрерывный бой». Ли Вей — один из бескомпромиссных бунтарей и завсегдатай Art Paris. Он прославился фотографиями повисших в воздухе людей — метафора желаемой свободы. Это выглядит как супрематическая композиция, только вместо геометрических фигур — человеческие тела. Первый вопрос, который возникает: как это технически возможно? В прошлом году в Гран-пале Ли Вей сам переоделся космонавтом и полетал над стендами, в этом году со стенда ON/gallery разлетались его работы, начиная от €10 тыс. Самая известная — «25 уровень свободы». Страшный снимок, фиксирующий удар ногой, от которого мужчина срывается с небоскреба спиной в пропасть. Еще один борец с коммунистическим режимом, притворяющийся шутником, — Лю Болинь (от €15 тыс.). Художник начал маскироваться, как хамелеон, под любые интерьеры после того, как китайские власти разогнали его мастерскую. На Art Paris его показывает галерея Paris-Beijing — уважаемый специалист по новому поколению азиатских художников с представительствами в Париже, Пекине и Брюсселе.

В европейской сборной Art Paris большинство у Германии. Из новичков — кельнская галерея Boisserée, специалист по живописи и графике второй половины XX века и современным художникам. На ее стенде активно приценивались к Пьеру Сулажу (Papier formé № 1, 1990, €10,8 тыс.) и Жоану Миро (серийные небольшие работы в пределах €10 тыс.). Важное пополнение и среди французов.

Богатая серьезными американцами галерея Michel Vidal перешла на Art Paris от прямого конкурента PAD. Почему? В расчете на качественную международную аудиторию. Куратор Пьянс может быть доволен. Цены у Michel Vidal — от €7 тыс. до €280 тыс. Самая дорогая работа, бумажный коллаж Джорджа Кондо, на вернисаже еще ждала своего покупателя, а вот небольшая прекрасная картина Франсиса Пикабиа «Прозрачность» (Transparence, 1928) ушла одной из первых за €38 тыс.

Aidan Salakhova. Serie Persian miniatures, 2011
Aidan Salakhova. Serie Persian miniatures, 2011

Работы музейного уровня имеются и на стенде парижской галереи Alexis Lartigue. За «Абстрактную композицию» (1961) Сержа Полякова просили €160 тыс. Из галерейных французских зубров — постоянный участник FIAC галерея Daniel Templon с психоделическими картинам Йонатана Мезе и модными фотографиями Дэвида Лашапеля. Без моды, опять, правда, восточной, не обошлось и на стенде галереи A. Benamou — V. Maxe: молодая китайская художница Чжун Бяо с ценником от €50 до €100 тыс., той же ценовой категории и южнокорейский скульптор Чой Хуан. Своих людей — обычных, некрасивых, голых — он вылепливает с достоверностью, которой позавидовал бы сам Рон Мьюек. Из русских авторов у A. Benamou — V. MaxeАйдан Салахова с серией персидских миниатюр (максимальная цена €10 тыс.).

Art Paris — единственная парижская ярмарка, где русские художники представлены достаточно широко. И не последнюю роль в этом сыграла галерея «Щукин» из Нью-Йорка с филиалами в Париже и Москве, которая в этом году впервые принимает участие в ярмарке. Самый дорогой на ее стенде — Евгений Рухин (€150–200 тыс.), и на вернисаже дело ограничилось только интересом. Зато оправдалась ставка на «ковры» дагестанского художника Аладдина Гарунова (около €50 тыс.). Одна из работ была зарезервирована сразу после открытия ярмарки.

В первые же часы работы Art Paris парижская галерея Rabouan Moussion отчиталась о продаже всех своих русских запасов. Деревянную шкуру медведя и огромную деревянную карту мира, сбитую не то из ящиков, не то из досок, Дмитрия Цыкалова купил один коллекционер (за две вещи не менее €90 тыс.). Кирилл Челушкин также был продан, подробностей продажи нет. А на стенде галереи Mario Mauroner contemporary art galerie (Вена, Зальцбург) выступил Вадим Захаров с работой «Калинка. Русская народная песня» (около €20 тыс.). Ноты-апельсины сидят на колючей проволоке, а нотным листом служит обычная белая стена. Эта идея так понравилась гостям Art Paris, что у «Калинки» образовалась очередь из желающих сделать с ней селфи.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+