18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Ярмарка Art Paris заманивает новыми именами

В Париже в Гран-пале проходит Art Paris — ярмарка-космополит с демократичными ценами, где охотятся не за первыми именами, но за новыми. Такова концепция главного куратора Гийома Пьянса, и нынешний выпуск ярмарки выглядит увереннее, крепче и самостоятельнее прежних. Похоже, ей удалось избавиться от комплекса «салона отверженных», возникшего из-за долгих лет пребывания в тени более мощной парижской ярмарки FIAC. Теперь Art Paris наконец зажила без оглядки на конкурента.

После Китая и России почетными гостями ярмарки в этом году стали галереи из Сингапура и Юго-Восточной Азии. Организаторы утверждают, что художники из этого региона сегодня востребованны на международной арт-сцене как никогда. Для их поддержки пару лет назад даже была запущена госпрограмма с амбициозным названием «Ренессанс». И пусть пока из Сингапура не получилось Флоренции XXI века — в период с 2012 по 2014 год экспорт произведений искусства из страны, по данным журнала Art Asia Pacific, составлял $150–200 млн в год. Не последнюю роль в выборе направления сыграла и политика. В этом году Сингапур отмечает 50-летие независимости, и праздновать решили в Париже, специальный фестиваль стартовал в один день с Art Paris. В Гран-пале приехали восемь ведущих сингапурских галерей, представляющие художников из Бирмы, Вьетнама, Камбоджи, Малайзии, Таиланда и Филиппин. Их коллективный портрет получился весьма пестрым и вполне европейским, без заигрываний с национальным колоритом. Есть традиционная скульптура: две огромные, но изящные белоснежные колонки, соединенные стеклянным «проводом», сингапурской художницы Чэнь Сай Хуакуань встречают гостей на входе в Гран-пале. Есть экспериментальные инсталляции, как, например, сложносочиненная скульптура-лаборатория из стеклянных колб, в которой все пищит, звенит и движется, художника по имени Зюль Махмод (галерея Yeo Workshop). Есть эффектный арт-перформанс Ли Вена (галерея iPreciation, которой руководят две француженки): в раздетого темнокожего художника летит густая желтая краска, этакий сингапурский привет Иву Кляйну, только европеец искал неба, а азиат ищет солнце. На этом же стенде показана серия репортажных фотографий бирманского художника Ниен Чан Сю о кровавом перевороте 1962 года.

Но, несмотря на сингапурский фокус, азиатских гостей на вернисаже можно было пересчитать по пальцам — кассу Art Paris по-прежнему делают европейцы и американцы. Приглашения были выписаны на имена более 2,5 тыс. VIP-гостей и отправлены на несколько десятков адресов организаций коллекционеров из Лондона, Цюриха, Нью-Йорка, Страсбурга.

Новая интересная инициатива этого года — сольные стенды художников (solo show). Для Гийома Пьянса это еще один статусный козырь, который должен выделить Art Paris среди конкурентов. На его предложение откликнулись 34 галереи, и импровизированные выставки пользовались успехом. Loft Art Gallery представила Мохамеда Мелехи, 80-летнего марокканского художника, чья ретроспектива только что завершилась в Ницце. Галерея Caroline Smulders выставила француза Жерара Фроманже. Его большую персональную выставку Центр Помпиду организует в 2016 году. Парижский галерист Клод Бернар показывает своего любимого художника, живого классика, 81-летнего Сама Шафрана и французского скульптора Дениса Монфлера с двумя сотнями серых людей, сделанных из лавы. Настоящим арт-аттракционом стал стенд лондонской галереи Flowers. На Art Paris англичане дебютировали с Патриком Хагесом, основателем «реверспективы» (Reverspectives). Хитрая трехмерная конструкция действует таким образом, что, куда ни повернись, картина, состоящая из повторяющихся частей (например, венецианских палаццо или работ Мондриана), следует за тобой. Средняя цена — около €100 тыс., и уже в начале вернисажа большинство работ на стенде было продано.

В этом году в Art Paris принимает участие 145 галерей из 20 стран. Число иностранцев и французов одинаково. При этом среди иностранцев опять же сильно азиатское присутствие, в частности Китая. Так, пекинская галерея ON/gallery объединила своих художников под темой «Непрерывный бой». Ли Вей — один из бескомпромиссных бунтарей и завсегдатай Art Paris. Он прославился фотографиями повисших в воздухе людей — метафора желаемой свободы. Это выглядит как супрематическая композиция, только вместо геометрических фигур — человеческие тела. Первый вопрос, который возникает: как это технически возможно? В прошлом году в Гран-пале Ли Вей сам переоделся космонавтом и полетал над стендами, в этом году со стенда ON/gallery разлетались его работы, начиная от €10 тыс. Самая известная — «25 уровень свободы». Страшный снимок, фиксирующий удар ногой, от которого мужчина срывается с небоскреба спиной в пропасть. Еще один борец с коммунистическим режимом, притворяющийся шутником, — Лю Болинь (от €15 тыс.). Художник начал маскироваться, как хамелеон, под любые интерьеры после того, как китайские власти разогнали его мастерскую. На Art Paris его показывает галерея Paris-Beijing — уважаемый специалист по новому поколению азиатских художников с представительствами в Париже, Пекине и Брюсселе.

В европейской сборной Art Paris большинство у Германии. Из новичков — кельнская галерея Boisserée, специалист по живописи и графике второй половины XX века и современным художникам. На ее стенде активно приценивались к Пьеру Сулажу (Papier formé № 1, 1990, €10,8 тыс.) и Жоану Миро (серийные небольшие работы в пределах €10 тыс.). Важное пополнение и среди французов.

Богатая серьезными американцами галерея Michel Vidal перешла на Art Paris от прямого конкурента PAD. Почему? В расчете на качественную международную аудиторию. Куратор Пьянс может быть доволен. Цены у Michel Vidal — от €7 тыс. до €280 тыс. Самая дорогая работа, бумажный коллаж Джорджа Кондо, на вернисаже еще ждала своего покупателя, а вот небольшая прекрасная картина Франсиса Пикабиа «Прозрачность» (Transparence, 1928) ушла одной из первых за €38 тыс.

Работы музейного уровня имеются и на стенде парижской галереи Alexis Lartigue. За «Абстрактную композицию» (1961) Сержа Полякова просили €160 тыс. Из галерейных французских зубров — постоянный участник FIAC галерея Daniel Templon с психоделическими картинам Йонатана Мезе и модными фотографиями Дэвида Лашапеля. Без моды, опять, правда, восточной, не обошлось и на стенде галереи A. Benamou — V. Maxe: молодая китайская художница Чжун Бяо с ценником от €50 до €100 тыс., той же ценовой категории и южнокорейский скульптор Чой Хуан. Своих людей — обычных, некрасивых, голых — он вылепливает с достоверностью, которой позавидовал бы сам Рон Мьюек. Из русских авторов у A. Benamou — V. MaxeАйдан Салахова с серией персидских миниатюр (максимальная цена €10 тыс.).

Art Paris — единственная парижская ярмарка, где русские художники представлены достаточно широко. И не последнюю роль в этом сыграла галерея «Щукин» из Нью-Йорка с филиалами в Париже и Москве, которая в этом году впервые принимает участие в ярмарке. Самый дорогой на ее стенде — Евгений Рухин (€150–200 тыс.), и на вернисаже дело ограничилось только интересом. Зато оправдалась ставка на «ковры» дагестанского художника Аладдина Гарунова (около €50 тыс.). Одна из работ была зарезервирована сразу после открытия ярмарки.

В первые же часы работы Art Paris парижская галерея Rabouan Moussion отчиталась о продаже всех своих русских запасов. Деревянную шкуру медведя и огромную деревянную карту мира, сбитую не то из ящиков, не то из досок, Дмитрия Цыкалова купил один коллекционер (за две вещи не менее €90 тыс.). Кирилл Челушкин также был продан, подробностей продажи нет. А на стенде галереи Mario Mauroner contemporary art galerie (Вена, Зальцбург) выступил Вадим Захаров с работой «Калинка. Русская народная песня» (около €20 тыс.). Ноты-апельсины сидят на колючей проволоке, а нотным листом служит обычная белая стена. Эта идея так понравилась гостям Art Paris, что у «Калинки» образовалась очередь из желающих сделать с ней селфи.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+