18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярмарка Art Paris заманивает новыми именами

В Париже в Гран-пале проходит Art Paris — ярмарка-космополит с демократичными ценами, где охотятся не за первыми именами, но за новыми. Такова концепция главного куратора Гийома Пьянса, и нынешний выпуск ярмарки выглядит увереннее, крепче и самостоятельнее прежних. Похоже, ей удалось избавиться от комплекса «салона отверженных», возникшего из-за долгих лет пребывания в тени более мощной парижской ярмарки FIAC. Теперь Art Paris наконец зажила без оглядки на конкурента.

После Китая и России почетными гостями ярмарки в этом году стали галереи из Сингапура и Юго-Восточной Азии. Организаторы утверждают, что художники из этого региона сегодня востребованны на международной арт-сцене как никогда. Для их поддержки пару лет назад даже была запущена госпрограмма с амбициозным названием «Ренессанс». И пусть пока из Сингапура не получилось Флоренции XXI века — в период с 2012 по 2014 год экспорт произведений искусства из страны, по данным журнала Art Asia Pacific, составлял $150–200 млн в год. Не последнюю роль в выборе направления сыграла и политика. В этом году Сингапур отмечает 50-летие независимости, и праздновать решили в Париже, специальный фестиваль стартовал в один день с Art Paris. В Гран-пале приехали восемь ведущих сингапурских галерей, представляющие художников из Бирмы, Вьетнама, Камбоджи, Малайзии, Таиланда и Филиппин. Их коллективный портрет получился весьма пестрым и вполне европейским, без заигрываний с национальным колоритом. Есть традиционная скульптура: две огромные, но изящные белоснежные колонки, соединенные стеклянным «проводом», сингапурской художницы Чэнь Сай Хуакуань встречают гостей на входе в Гран-пале. Есть экспериментальные инсталляции, как, например, сложносочиненная скульптура-лаборатория из стеклянных колб, в которой все пищит, звенит и движется, художника по имени Зюль Махмод (галерея Yeo Workshop). Есть эффектный арт-перформанс Ли Вена (галерея iPreciation, которой руководят две француженки): в раздетого темнокожего художника летит густая желтая краска, этакий сингапурский привет Иву Кляйну, только европеец искал неба, а азиат ищет солнце. На этом же стенде показана серия репортажных фотографий бирманского художника Ниен Чан Сю о кровавом перевороте 1962 года.

Но, несмотря на сингапурский фокус, азиатских гостей на вернисаже можно было пересчитать по пальцам — кассу Art Paris по-прежнему делают европейцы и американцы. Приглашения были выписаны на имена более 2,5 тыс. VIP-гостей и отправлены на несколько десятков адресов организаций коллекционеров из Лондона, Цюриха, Нью-Йорка, Страсбурга.

Новая интересная инициатива этого года — сольные стенды художников (solo show). Для Гийома Пьянса это еще один статусный козырь, который должен выделить Art Paris среди конкурентов. На его предложение откликнулись 34 галереи, и импровизированные выставки пользовались успехом. Loft Art Gallery представила Мохамеда Мелехи, 80-летнего марокканского художника, чья ретроспектива только что завершилась в Ницце. Галерея Caroline Smulders выставила француза Жерара Фроманже. Его большую персональную выставку Центр Помпиду организует в 2016 году. Парижский галерист Клод Бернар показывает своего любимого художника, живого классика, 81-летнего Сама Шафрана и французского скульптора Дениса Монфлера с двумя сотнями серых людей, сделанных из лавы. Настоящим арт-аттракционом стал стенд лондонской галереи Flowers. На Art Paris англичане дебютировали с Патриком Хагесом, основателем «реверспективы» (Reverspectives). Хитрая трехмерная конструкция действует таким образом, что, куда ни повернись, картина, состоящая из повторяющихся частей (например, венецианских палаццо или работ Мондриана), следует за тобой. Средняя цена — около €100 тыс., и уже в начале вернисажа большинство работ на стенде было продано.

В этом году в Art Paris принимает участие 145 галерей из 20 стран. Число иностранцев и французов одинаково. При этом среди иностранцев опять же сильно азиатское присутствие, в частности Китая. Так, пекинская галерея ON/gallery объединила своих художников под темой «Непрерывный бой». Ли Вей — один из бескомпромиссных бунтарей и завсегдатай Art Paris. Он прославился фотографиями повисших в воздухе людей — метафора желаемой свободы. Это выглядит как супрематическая композиция, только вместо геометрических фигур — человеческие тела. Первый вопрос, который возникает: как это технически возможно? В прошлом году в Гран-пале Ли Вей сам переоделся космонавтом и полетал над стендами, в этом году со стенда ON/gallery разлетались его работы, начиная от €10 тыс. Самая известная — «25 уровень свободы». Страшный снимок, фиксирующий удар ногой, от которого мужчина срывается с небоскреба спиной в пропасть. Еще один борец с коммунистическим режимом, притворяющийся шутником, — Лю Болинь (от €15 тыс.). Художник начал маскироваться, как хамелеон, под любые интерьеры после того, как китайские власти разогнали его мастерскую. На Art Paris его показывает галерея Paris-Beijing — уважаемый специалист по новому поколению азиатских художников с представительствами в Париже, Пекине и Брюсселе.

В европейской сборной Art Paris большинство у Германии. Из новичков — кельнская галерея Boisserée, специалист по живописи и графике второй половины XX века и современным художникам. На ее стенде активно приценивались к Пьеру Сулажу (Papier formé № 1, 1990, €10,8 тыс.) и Жоану Миро (серийные небольшие работы в пределах €10 тыс.). Важное пополнение и среди французов.

Богатая серьезными американцами галерея Michel Vidal перешла на Art Paris от прямого конкурента PAD. Почему? В расчете на качественную международную аудиторию. Куратор Пьянс может быть доволен. Цены у Michel Vidal — от €7 тыс. до €280 тыс. Самая дорогая работа, бумажный коллаж Джорджа Кондо, на вернисаже еще ждала своего покупателя, а вот небольшая прекрасная картина Франсиса Пикабиа «Прозрачность» (Transparence, 1928) ушла одной из первых за €38 тыс.

Работы музейного уровня имеются и на стенде парижской галереи Alexis Lartigue. За «Абстрактную композицию» (1961) Сержа Полякова просили €160 тыс. Из галерейных французских зубров — постоянный участник FIAC галерея Daniel Templon с психоделическими картинам Йонатана Мезе и модными фотографиями Дэвида Лашапеля. Без моды, опять, правда, восточной, не обошлось и на стенде галереи A. Benamou — V. Maxe: молодая китайская художница Чжун Бяо с ценником от €50 до €100 тыс., той же ценовой категории и южнокорейский скульптор Чой Хуан. Своих людей — обычных, некрасивых, голых — он вылепливает с достоверностью, которой позавидовал бы сам Рон Мьюек. Из русских авторов у A. Benamou — V. MaxeАйдан Салахова с серией персидских миниатюр (максимальная цена €10 тыс.).

Art Paris — единственная парижская ярмарка, где русские художники представлены достаточно широко. И не последнюю роль в этом сыграла галерея «Щукин» из Нью-Йорка с филиалами в Париже и Москве, которая в этом году впервые принимает участие в ярмарке. Самый дорогой на ее стенде — Евгений Рухин (€150–200 тыс.), и на вернисаже дело ограничилось только интересом. Зато оправдалась ставка на «ковры» дагестанского художника Аладдина Гарунова (около €50 тыс.). Одна из работ была зарезервирована сразу после открытия ярмарки.

В первые же часы работы Art Paris парижская галерея Rabouan Moussion отчиталась о продаже всех своих русских запасов. Деревянную шкуру медведя и огромную деревянную карту мира, сбитую не то из ящиков, не то из досок, Дмитрия Цыкалова купил один коллекционер (за две вещи не менее €90 тыс.). Кирилл Челушкин также был продан, подробностей продажи нет. А на стенде галереи Mario Mauroner contemporary art galerie (Вена, Зальцбург) выступил Вадим Захаров с работой «Калинка. Русская народная песня» (около €20 тыс.). Ноты-апельсины сидят на колючей проволоке, а нотным листом служит обычная белая стена. Эта идея так понравилась гостям Art Paris, что у «Калинки» образовалась очередь из желающих сделать с ней селфи.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+