18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

РОСИЗО прирастет дирекцией музейного фонда

Дирекция художественных фондов и создания памятников, трансформировавшаяся через «Росизопро­паганду» в РОСИЗО, создавалась в конце 1950-х годов для закупки и распределения произведений искусства по фондам провинциальных музеев.

За полвека центр расширил и не раз изменил свой функционал — так, из поставщика картин и скульптур он превратился в оператора международных выставочных проектов и создателя собственных, на основе коллекции с исторически сложившимся соцреалистическим уклоном. Особенно его деятельность оживилась с приходом на пост директора Зельфиры Трегуловой (в феврале 2015 года после назначения Трегуловой директором ГТГ ее сменила Татьяна Волосатова): сухая статистика говорит о 82 выставках в России и за рубежом, среди которых Малевич в лондонской Тейт Модерн и Русское палладианство. Палладио и Россия от барокко до модернизма в Музее Коррер в Венеции. Таким образом, поручение о создании «масштабных межинституциональных проектов», которым министр культуры Владимир Мединский напутствовал Трегулову при вступлении в должность, было выполнено. В то же время еще одно поручение — возвращение РОСИЗО функции закупок для музеев — планируется закрепить работой дирекции музейного фонда.

Как объяснил The Art Newspaper Russia директор департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Михаил Брызгалов, суть реорганизации при сохранении ведомственного отдела музейного фонда — в передаче РОCИЗО технической части своих полномочий и отказе от дублирующих функций вроде оформления документов на временный вывоз произведений искусства за рубеж. Совсем уж новой эту инициативу не назовешь, по сути, она возрождает существовавшую при министре культуры Михаиле Швыдком одноименную структуру, но с рядом нюансов. Главный из них — невозможность исключать произведения искусства из музейного фонда РФ. «Все-таки есть функция, присущая только органу государственной власти, — исключение предметов из музейного фонда. Все боятся, что это делается для последующей продажи экспонатов, но примеров конкретных привести не могут, их не было и не будет», — сказал Брызгалов. Между тем в РОСИЗО планируют передать мониторинг международного арт-рынка для поиска важных для России произведений искусства и организацию работы экспертной комиссии по приобретению предметов в музейный фонд. Кстати, недавний опыт по привлечению в комиссию дилеров и антикваров Брызгалов назвал весьма пози­тивным, поскольку знание рынка помогло сэкономить немало средств из 1 млрд руб., выделенного на закупки в прошлом году.

Также в Минкультуры рассчитывают, что РОСИЗО разработает для музеев единый стандарт их деятельности и представит в виде методичек (например, по обеспечению безопасности музейного фонда). Сейчас, по словам Брызгалова, идет согласование штатного расписания, обсуждение и утверждение всех нюансов. «Сегодня мы предлагаем для работы в дирекции музейного фонда пять человек. Мне бы хотелось, чтобы их было 300. Но пять человек там и три здесь, в ведомстве, — уже лучше», — заключил чиновник.

В РОСИЗО создание дирекции музейного фонда комментировать не стали, сославшись на то, что официальных бумаг они еще не получали.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+