18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Роберто Лонги. Искусствовед, без которого мы не знали бы Караваджо

№31
Материал из газеты

Итальянское искусство глазами его знатока в Музее Жакмар — Андре

Выставка От Джотто до Караваджо. Объекты страсти Роберто Лонги подготовлена командой кураторов во главе с Миной Грегори. Ученица одного из главных искусствоведов ХХ века Роберто Лонги (1890–1970) отобрала из коллекции его фонда во Флоренции, который она возглавляет, первые имена итальянской живописи XIV–XVII веков, заново открытые Лонги для XX века. Джотто, Мазаччо и Мазолино, Пьеро делла Франческа и Караваджо. Впервые привезенные во Францию, они будут выставлены рядом с другими шедеврами из ведущих французских и итальянских музеев.

Проводись эта выставка в России, ее наверняка бы назвали Выбор Лонги, потому что это тот редкий случай, когда великие мастера выступают не на первых ролях, а как приглашенные на торжества по случаю чествования человека, смахнувшего с них вековую пыль. Зоркий глаз, феноменальная память и, как бы сегодня сказали, инновационный подход позволили Лонги занять особое место в искусствоведческой науке XX века. Он был человеком своего времени, дружил с футуристами и Моранди, но искусство предпочитал классическое. Главной страстью Лонги всю жизнь оставался Караваджо. Ему он посвятил свой первый научный опус в 1911-м, где заявил о совершенном художником стилистическом перевороте в искусстве, и масштабную выставку в палаццо Реале в Милане в 1951 году, после которой о Караваджо и о его последователях вновь заговорили. Они тоже будут на парижской выставке. Библейские сюжеты и страсти, лейтмотивы и символы великого мастера Лонги объяснял просто: «Караваджо стремится к естественности, он хочет быть понятным и человечным, но не гуманистом. Одним словом, он хочет быть народным, популярным художником…» Впрочем, в популяризации любимого художника была и личная заинтересованность: у Лонги собралась великолепная коллекция музейного уровня. В ней, например, шедевр Мальчик, укушенный ящерицей, которым откроется выставка в Музее Жакмар — Андре. Картина нечасто выезжает на гастроли, но в 2015 году для нее сделали исключение. А из Парижа она отправится в ГМИИ им. А.С.Пушкина, где осенью запланирована выставка Караваджо и караваджисты. Не меньше чем Караваджо, увлекался Лонги итальянскими примитивами и особенно Джотто — великим реформатором итальянского искусства XIV века. Среди редких вояжеров на выставке — Святой Лаврентий и Иоанн Богослов из коллекции аббатства Шаали близ Парижа. Об авторстве спорят до сих пор, но Лонги в 1930 году предложил считать, что они принадлежат кисти именно Джотто, который, по его словам, ввел понятие пространства в живопись.

Не скупился Лонги на восторженные эпитеты в адрес еще одного реформатора, уже XV века, — Пьеро делла Франческа. О нем — первая монография, изданная в 1927 году, где, анализируя его картины, в частности Святого Иеронима и донатора, которая будет на выставке, Лонги писал: «При взгляде из прошлого в будущее кажется, что Пьеро предвосхищает и в полной мере реализует девиз далекого Сезанна — „богатство цвета обеспечивает полноту формы“». Искусствоведческие труды Лонги разбирают по словам не только арт-критики всех мастей, но и филологи, выискивая изысканные прилагательные, тонкие каламбуры и метафоры. Караваджо — это «сама жизнь, застигнутая врасплох светом». Так об искусстве мог написать только истинный ­поэт.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+