18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Фресок Василия Маслова более не существует

В подмосковном Королеве до основания разрушен легендарный дом Стройбюро, «типичный образец русского авангарда», специально построенный для знаменитой Болшевской трудовой коммуны. Памятник архитектуры и истории сровняли с землей в ночь с 7 на 8 марта, во время длинных праздничных выходных, тремя экскаваторами.

Непонятно, кто отдавал приказание уничтожить остатки здания, в котором полтора года назад были обнаружены уникальные фрески художника Василия Маслова. По словам активиста движения «Архнадзор» Андрея Новичкова, приведенным радио «Свобода», «какая строительная организация производит снос, непонятно». «У них нет никаких опознавательных знаков. Более того, никому из нас, в том числе чиновникам, неизвестно, кто на данный момент является владельцем этого участка. Потому что в 2013 году, когда начинался [снос] дома Стройбюро и он еще не был объектом культурного наследия, это была известная нам строительная организация. Но впоследствии у нее отняли право собственности на этот участок. Застройщик больше не имеет никаких документов на эти земли, ему невыгодно производить снос. Он сам заявляет, что это не он. И мы ему верим, потому что все равно у него нет никаких прав. Это какая-то сторонняя организация. У нас есть подозрение, что это власти города Королева. Потому что недавно через все федеральные СМИ глава администрации города сделал заявление, что здание нужно сносить и что плевать на все эти статусы объектов культурного наследия...» — рассказал он.

Уничтожение дома Стройбюро происходило при полном попустительстве наряда полиции, вызванного активистами «Архнадзора», которые подверглись угрозами и нападению со стороны рабочих, помогавших незаконному сносу памятника авангардной архитектуры. Помимо безусловных исторических достоинств, дом Болшевской трудовой коммуны был ценен фресками художника-коммунара Василия Маслова, обнаруженными после большого пожара, произошедшего в конце 2013 года. Тогда под отошедшими слоями краски и старых обоев удалось найти монументальные многофигурные росписи, уникальные как по форме, так и по содержанию. Часть живописного ансамбля дома Стройбюро удалось извлечь из разрушающегося дома и показать на выставках Центра авангарда в Еврейском музее. Тогда же уничтожение дома, на месте которого было запланировано строительство 19-этажного жилого комплекса, приостановили. И на какое-то время даже возникла надежда, что можно будет сохранить и законсервировать памятники подмосковного авангарда 30-х годов прошлого века. Правда, спасли тогда, к сожалению, лишь небольшую часть настенных росписей (композиция получила название «Авангард Трудкоммуны»), от которых теперь ничего не осталось.

По словам Андрея Новичкова, разрушение дома Стройбюро сопровождалось агрессивным поведением строителей: «Это было абсолютно вызывающее поведение, с угрозами, адресованными напрямую конкретным людям. Например, моим коллегам угрожали, что их обольют бензином и подожгут. Что изобьют где-нибудь за углом или повесят на веревке в переулке. Они вели себя вызывающе, сообщали, что им дан приказ любыми силами и средствами совершить снос и любыми силами вывести протестующих со стройки. Что они и сделали. Когда мы затормозили экскаватор, прибежали пять человек и, выкрикивая угрозы, вывели протестующих, выкручивая им руки, в том числе женщинам. С подобным бандитизмом мы сталкиваемся в первый раз…»

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+