18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Фресок Василия Маслова более не существует

В подмосковном Королеве до основания разрушен легендарный дом Стройбюро, «типичный образец русского авангарда», специально построенный для знаменитой Болшевской трудовой коммуны. Памятник архитектуры и истории сровняли с землей в ночь с 7 на 8 марта, во время длинных праздничных выходных, тремя экскаваторами.

Непонятно, кто отдавал приказание уничтожить остатки здания, в котором полтора года назад были обнаружены уникальные фрески художника Василия Маслова. По словам активиста движения «Архнадзор» Андрея Новичкова, приведенным радио «Свобода», «какая строительная организация производит снос, непонятно». «У них нет никаких опознавательных знаков. Более того, никому из нас, в том числе чиновникам, неизвестно, кто на данный момент является владельцем этого участка. Потому что в 2013 году, когда начинался [снос] дома Стройбюро и он еще не был объектом культурного наследия, это была известная нам строительная организация. Но впоследствии у нее отняли право собственности на этот участок. Застройщик больше не имеет никаких документов на эти земли, ему невыгодно производить снос. Он сам заявляет, что это не он. И мы ему верим, потому что все равно у него нет никаких прав. Это какая-то сторонняя организация. У нас есть подозрение, что это власти города Королева. Потому что недавно через все федеральные СМИ глава администрации города сделал заявление, что здание нужно сносить и что плевать на все эти статусы объектов культурного наследия...» — рассказал он.

Уничтожение дома Стройбюро происходило при полном попустительстве наряда полиции, вызванного активистами «Архнадзора», которые подверглись угрозами и нападению со стороны рабочих, помогавших незаконному сносу памятника авангардной архитектуры. Помимо безусловных исторических достоинств, дом Болшевской трудовой коммуны был ценен фресками художника-коммунара Василия Маслова, обнаруженными после большого пожара, произошедшего в конце 2013 года. Тогда под отошедшими слоями краски и старых обоев удалось найти монументальные многофигурные росписи, уникальные как по форме, так и по содержанию. Часть живописного ансамбля дома Стройбюро удалось извлечь из разрушающегося дома и показать на выставках Центра авангарда в Еврейском музее. Тогда же уничтожение дома, на месте которого было запланировано строительство 19-этажного жилого комплекса, приостановили. И на какое-то время даже возникла надежда, что можно будет сохранить и законсервировать памятники подмосковного авангарда 30-х годов прошлого века. Правда, спасли тогда, к сожалению, лишь небольшую часть настенных росписей (композиция получила название «Авангард Трудкоммуны»), от которых теперь ничего не осталось.

По словам Андрея Новичкова, разрушение дома Стройбюро сопровождалось агрессивным поведением строителей: «Это было абсолютно вызывающее поведение, с угрозами, адресованными напрямую конкретным людям. Например, моим коллегам угрожали, что их обольют бензином и подожгут. Что изобьют где-нибудь за углом или повесят на веревке в переулке. Они вели себя вызывающе, сообщали, что им дан приказ любыми силами и средствами совершить снос и любыми силами вывести протестующих со стройки. Что они и сделали. Когда мы затормозили экскаватор, прибежали пять человек и, выкрикивая угрозы, вывели протестующих, выкручивая им руки, в том числе женщинам. С подобным бандитизмом мы сталкиваемся в первый раз…»

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+