18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Между иллюзией и реальностью

№31
Материал из газеты

«Мода и стиль в фотографии — 2015» в этом году включает более двух десятков выставок, как исторических, так и о новейших веяниях в fashion-фотографии

Биеннале, организатором которой является Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ), давно перерос свое название. В программе можно обнаружить выставки, вовсе не имеющие тематических связей с модой в узком смысле этого слова. Проект победительницы European Publishers’ Award 2014 Алисы Резник — документальная по сути история про улицы и жителей Берлина (Московский музей современного искусства, до 29 марта). А коллекция портретов, сделанных отцом и сыном, Феликсом и Полем Надарами, в их парижской студии, — это, скорее, коллективный портрет французского светского общества и богемы XIX–XX веков (МАММ, с 13 марта).

Словом, «моду и стиль» не стоит воспринимать буквально — дело в общих настроениях в мире фотографии, и в этом смысле фестиваль старается не отставать от последних веяний. В этом году его тема — «Между реальным и воображаемым» — разыгрывается в самых разных тональностях. От полного юношеской неуверенности в себе вопроса «я красива?», с помощью которого фотограф Марго Овчаренко разбирается в навязанных образах женской красоты, до сложных интерпретаций творчества Фрэнсиса Бэкона в исполнении Мишеля Платника (Манеж, с 5 марта).

И все же фестиваль не обойдется без выставок, демонстрирующих, насколько тесными были и остаются связи моды и фотографии. Одна из них — Как рождается мода (МАММ, с 28 марта) — посвящена более чем 100-летней истории fashion-фотографии, собранной из архивов Conde Nast. Именно с этим издательским домом связано официальное начало «модной фотографии». Это случилось в 1913 году, когда Conde Nast нанял в Vogue, а затем и в Vanity Fair известного портретиста барона Адольфа де Мейера. Он стал первым в истории штатным fashion-фотографом, а его работы служат точкой отсчета всей выставки. Журнал Vogue долгое время оставался первопроходцем в области fashion-съемки, печатая практически всех известных авторов ХХ века. На выставке представлены снимки Эдварда Стайхена, художника, рано сделавшего выбор в пользу технических и изобразительных возможностей фотографии. И Ги Бурдена, чьи неожиданные ракурсы и композиция делали каждый кадр похожим на ребус. И современных авторов, таких как Сольве Сундсбо или Себастьян Ким, на примере которых можно оценить, какое огромное влияние на модную съемку оказывают компьютерные технологии.

Робер Дуано, вошедший в историю фотографии как «репортер» Парижа, на короткое время тоже попал под влияние ауры модного мира (МАММ, до 10 мая). Но как прирожденный уличный фотограф он искал свои сюжеты и героев в городе, вылавливая их из толпы. Даже когда Дуано начал работать для Vogue в 1949 году, он снимал закулисные моменты подготовки моделей к дефиле, ателье и мастериц за работой. Конечно, не обошлось и без fashion-снимков. Но и здесь чувствуется интерес фотографа к событийности, а не к моде как таковой. В конце концов Дуано предпочел модной съемке уличную стихию. Но краткое знакомство с миром моды не прошло бесследно: в разное время героями его снимков становились Коко Шанель, Кристиан Диор, Юбер де Живанши, Жан-Поль Готье. Творчество же Джан Паоло Барбьери (МАММ, до 15 марта), напротив, с самого начала было связано с миром моды. Фотограф-самоучка, очарованный образами «сладкой жизни» Рима, каким тот запечатлен в знаменитом фильме Федерико Феллини, в начале 1960-х в погоне за этими образами отправляется в Вечный город, где начинает снимать моделей и дам из высшего общества. Вскоре он перебрался в Париж, получив стажировку в журнале Harper’s Bazaar, а в 1964 году открыл в Милане свою фотостудию, которая до сих пор остается лабораторией идей, где синтез моды и фотографии работает в полную силу.

Ранние кадры Барбьери целиком сконструированы им самим. В отсутствие армии стилистов и fashion-редакторов фотограф должен был придумывать мизансцены, изобретать инвентарь, заботиться о макияже и украшениях моделей. Иногда доходило до анекдотичного: чтобы изобразить жемчужные серьги, он покрасил в белый мячики для настольного тенниса. Изобретательность понадобилась Барбьери и на съемках первой рекламной кампании Valentino 1967 года. В студии фотографа появилась искусственная пустыня с дюнами, где позировала модель Мирелла Петтени. Позже Барбьери, конечно, отходит от подобных технически устаревших трюков, но не обходится без самых знаменитых моделей: ему неоднократно позировали Джерри Холл, Верушка, Одри Хепберн, Моника Беллуччи.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+