18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Индийскую биеннале спонсируют частные фонды

№31
Материал из газеты

Вторая биеннале современного искусства проходит в Индии в городах Кочин и Музирис

Еще перед началом второй Биеннале в Кочине — Музирисе (до 29 марта) индийский бизнесмен Т.В.Н.Катти из Дубая, председатель судоходной компании Ial, пообещал новой выставке долгосрочную поддержку. Он пожертвовал 10 млн рупий ($162 тыс.) и заявил, что готов вложить такую же сумму в проведение последующих биеннале «в долгосрочной перспективе». Это стало доказательством того, что за свою короткую историю индийская выставка успела зарекомендовать себя как перспективная площадка для местных талантов и художников со всего мира, а также приобрела репутацию места, где всерьез присматривают работы и авторов, несмотря на слабое государственное финансирование и проблемы с организацией и транспортом. Львиная доля средств по-прежнему поступает от властей штата Керала, а также от коммерческих компаний и частных спонсоров.

Выставка, которая проходит в портовом городе Кочин на юго-западе Индии, была создана по инициативе художников Бозе Кришнамачари и Риясу Кому, впервые они организовали ее под названием Against All Odds в 2012 году. Тогда в интервью The Art Newspaper оба признались, что одна из причин, по которой они выбрали именно это место, — желание поместить биеннале подальше. Организацией биеннале занимается фонд и художественный консультативный комитет, который доверил проведение второй Биеннале в Кочине — Музирисе (под названием Витиеватые исследования) художнику Джитишу Каллату. На этот раз выставка включает в себя работы 42 индийских художников и 52 представителей других стран. Экспериментальный фильм Чарльза и Рэй Имз Десятые степени (1977) предлагается в качестве стартера, задающего настроение и обыгрывающего другие подспудные темы и мотивы биеннале. Это короткометражка, снятая в свое время для компании IBM, главными героями которой становится пара в парке Чикаго. Фильм состоит из набора меняющихся через 10 секунд кадров, каждый из которых в десять раз меньше предыдущего. Сначала камера отъезжает от мирно отдыхающей в парке парочки, показывая Землю, затем Солнечную систему и, наконец, Галактику. После этого зрителей ждет головокружительный обратный путь, теперь уже во внутреннюю вселенную: камера становится микроскопом, приникая в клетки кожи, капилляры и закрученные спирали ДНК.
Образцы высокого модернизма, разбросанные среди колоритной колониальной архитектуры Кералы, производят потрясающее впечатление: во многом благодаря ощущению движения, которое создает это новое искусство, помещенное в разноликий древний город, чей облик был сформирован смешением культур и языков.

Справка

Как удалось собрать деньги на биеннале

Биеннале современного искусства в Кочине — Музирисе не получает федерального финансирования. В первую биеннале в 2012 году штат Керала вложил 90 млн рупий ($1,5 млн), или 63% от общей стоимости, оставшиеся 37% собрали благодаря корпоративным и частным спонсорам. На вторую биеннале из бюджета штата Керала было выделено 20 млн рупий ($323 тыс.), притом что заявка подавалась на 260 млн рупий ($4,2 млн). Грант не выдан полностью. Оставшиеся средства собрали благодаря частным спонсорам и крупным компаниям, включая DHL, Real Estate Company, BMW, Deutsche Bank и Bank of India, а также посольствам, художественным фондам и меценатам, плюс выручка от продажи билетов. Среди галерей, поддержавших биеннале, были Chemould Prescott Road, Chatterjee & Lal и Experimenter (Колката), из европейских галеристов — Galleria Continua, White Cube и Galerie Krinzinger.

Еще…

Другие работы рассматривают феномен шкалы и законы измерения и круговорота. Инсталляция Натараджа Шармы Альтернативные формы Земли (2014) представляет собой гипотетические варианты формы нашей планеты: треугольные, цилиндрические, спиральные макеты установлены на стендах, которые напоминают башни с курантами. На рисунках тушью и страницах альбома Атлас затерянных островов (2007) швейцарской художницы Мари Веларди огромные пространства изображены погружающимися в воду из-за повышения уровня моря. А кинетические скульптуры Сусанты Мандал — это радужные пузыри, которые возникают, растут и лопаются, за секунду превращаясь в сотни брызг, — не аллюзия ли на хрупкость нашей планеты? Фиона Холл, представительница Австралии на Венецианской биеннале в этом году, привезла картины на грубой лубяной ткани из полинезийского государства Тонга, на которых изображены апокалиптические сцены: экологические катастрофы, войны и насилие. Китайский художник Сюй Бин представил эпическую инсталляцию Предыстория: бесконечные горные пейзажи Сишаня (2014), он воспроизвел пейзаж художника эпохи династии Мин Сюй Бена, используя различные материалы, включая дерево, стекло, бумагу, леску, гербарий и ткань. Работа рассматривает взаимоотношения между природой и культурой, а также развитие морской торговли при династии Мин, истории военно-морских миссий и путешествий на запад, в том числе в порт Кочин. В этом году в биеннале участвует больше художников из Южной Азии; вероятно, дело в развитии и появлении новых площадок для современного искусства по всему миру. Здесь стоит отметить световую инсталляцию Рай парадокса (2011) пакистанской художницы Икры Танвир — затемненную комнату, где дверь подсвечивается клубами пыли, а также серию фотографий художника из Бангладеша Шумона Ахмеда под названием Металлические надгробия (2009) — остаточные изображения отгрузки на второй по величине в мире верфи по демонтажу судов в Читтагонге, который когда-то был крупным морским портом. Он запечатлел их так, что они кажутся стальными морскими чудовищами или нависшими грозными утесами, готовыми вот-вот обрушиться.

На другой площадке, плавучем Pepper House, где прежде размещался склад специй, можно увидеть такие монументальные работы, как Жидкая история Васко да Гама (2014) графика и художника Сарнатха Банерджи, переосмыслившего романтизированные представления о морских путешествиях, объединив их в единое повествование образом легендарного португальского исследователя Васко да Гама, — это хаотичные записки, живой дневник о колонизации, забытых морских героях, дерзких каторжниках, жестоких пиратах и всемогущих правителях. Работа Кухонные дебаты (2014) Праджакты Потнис представляет собой видео и инсталляции на тему холодной войны. Стенограмма легендарных диалогов между президентом США Ричардом Никсоном и председателем Совета министров СССР Никитой Хрущевым, состоявшихся 24 июля 1959 года на открытии Американской национальной выставки «Промышленная продукция США» в выставочном центре парка «Сокольники» в Москве, обрамлена бытовыми приборами, символизирующими последствия «замороженных» дипломатических отношений и тревогу из-за нависшей угрозы ядерной войны. Кураторское видение Каллата, кажется, нисколько не ограничивается рамками нескольких мест. Биеннале начинает расширяться и затягивать в себя весь город — и вот уже начинаешь видеть прелесть незаконченных, тут и там установленных арт-объектов, ощущать глобальность тем, нанесенных густыми мазками, словно на полотне импрессионистов, — от архитектуры до войны и политики.

К биеннале приурочено несколько других проектов, разбросанных по старым базарам, заводам и историческим памятникам архитектуры Кочина: например, Студенческая биеннале, проходящая при поддержке государственных художественных университетов и колледжей, или 100-дневный фестиваль Artists’ Cinema с секциями документального кино, роликов художников и короткометражек. Дискуссионную часть открыл междисциплинарный семинар критика и куратора Гиты Капур, в котором участвовали поклонник марксизма и комментатор Прабхат Патниа, писательница и активистка Сьюзи Тару и кураторы Рим Фадда, Ансельм Франке и Дэвид Эллиотт.

Первая неделя также была ознаменована 52-часовым перформансом Черная жемчужина: болото (La Perle Noire: Le Marais) (2014) художника Нихиля Чопры: действо проходило в небольшом зале, где влажный спертый воздух напоминал об Аравийском море. Казалось, что художник, превратившийся в моряка, перенес себя и своих зрителей в зал ожидания: он сидел у окна, делая наброски горизонта, сливающегося с океаном, на стенах и время от времени засыпал с биноклем в обнимку. И именно этой работой, явившей сплав интерактивности с повествованием, жизнеутверждающего начала и терпения, Витиеватые исследования, похоже, спели свою лебединую песню.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+