18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Царицынские забавы

В выставку Царские потешные огни войдет около 60 гравюр XVIII века из коллекций «Царицыно», Российской государственной библиотеки, Государственного музея А.С.Пушкина, ГМИИ им. А.С.Пушкина и декоративные объекты-реконструкции. «Мы хотели заставить зрителя переживать, понять все смысловые и содержательные пласты, а также мотивы, которыми руководствовались в XVIII веке, устраивая фейерверки», — говорит куратор выставки Елена Лебедева.

Фейерверки, или «потешные огни», появились в России еще в XVII веке и сразу полюбились и знати, и простому люду. Уже во времена Ивана Грозного в стрелецком полку существовала должность «порохового заведующего». А при Петре I и Екатерине II русская пиротехника освоила все известные на тот момент виды фейерверков и даже превзошла европейскую, научившись придавать еще и «цвет огню».

Увеселительных огней было три вида: «верховые», чтобы можно было наблюдать в небе, «водяные» — на воде, и «низовые», принимавшие очертания фонтанов, шутих, римских свечей. Еще одной формой были иллюминации, к которым относились картины с источником света внутри, транспаранты с аллегорическими изображениями и девизами, беседки, арки и статуи. Фейерверками отмечали военные победы, коронации, Новый год, бракосочетания и дни рождения членов царской семьи. Все это разнообразие будет и на выставке. Зритель увидит, что фейерверки были не просто зрелищем, а настоящим огненным спектаклем с конкретными каждый раз темами.

Центральной же частью экспозиции станет реконструкция фейерверка, устроенного в Царицыне 7 сентября 1775 года по случаю приема там «иностранных министров». Гравюр, запечатлевших это событие, не сохранилось, поэтому перед кураторами стояла непростая, но вполне творческая задача воспроизвести его компьютерными средствами, полагаясь на текстовые источники и изображения других фейерверков екатерининской эпохи.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+