Главная выставка к юбилею Эрмитажа посвящена его основательнице

№30, январь-февраль 2015
№30
Материал из газеты

Она стала первым опытом реконструкции екатерининского музея

Александр Рослин. Портрет императрицы Екатерины II. 1776
Александр Рослин. Портрет императрицы Екатерины II. 1776

Ключом к выставке стал один из первых путеводителей по Петербургу — русская версия книги Иоганна Георги, изданная в 1794 году. В ней впервые появились развернутые описания культурных достопримечательностей российской столицы, в том числе максимально подробно — коллекций Эрмитажа.

Это и первый печатный каталог музея. Автор указывал, что выпущен он по просьбе просвещенных и уважаемых людей, а современникам было ясно, что речь идет о владелице эрмитажных сокровищ. Куратор выставки Михаил Дединкин считает, что тем самым императрица заявляла: она сформировала коллекцию Эрмитажа и он станет публичным музеем. Формально это произойдет только через полвека. Но именно в последние годы XVIII столетия достраивается здание Большого Эрмитажа.

Позже, после появления Нового Эрмитажа по проекту Лео фон Кленце, это здание получит название Старый Эрмитаж. Существовал отдельный вход со стороны Зимней канавки, в музей пускали по особому разрешению и только когда императрицы не было в Петербурге, но за 30 лет существования коллекции сложились традиции показа. На входе посетители получали перечень картин и правила поведения в музее, среди которых были и прозаические пункты вроде «ничего не грызть».

Иоганн Георги видел музей глазами его хранителей: Рафаэль, итальянские, северные школы, русские художники. В путеводителе он перечислял самые значимые работы каждого художника и общее количество его произведений.
Не забыл автор и про декоративно-прикладное искусство, Восток, нумизматику и библиотеку. Все разделы Иоганн Георги описывает весьма подробно.

Выставка — первый опыт реконструкции екатерининского Эрмитажа, а в каталоге сопоставлены информация Георги и современные сведения о поименованных им вещах. Эпиграфом служит архитектурная графика XVIII века, а также рисунки Джакомо Кваренги, на которых зафиксирована развеска картин.

Вместе с эрмитажными правилами показаны портреты фрейлин и подъемный стол, за которым императрица общалась со своим ближним кругом без ушей и глаз прислуги. Музей не стал ради выставки перемещать шедевры из постоянной экспозиции: Семейный портрет Ван Дейка, Жертвоприношение Авраама Рем­брандта, Непорочное за­ча­тие Мурильо, Охота на оле­ней Ваувермана (художника, модного в екатерининские времена, а сейчас почти забытого) дают представление о собирательских предпочтениях императрицы.

Итоги 30-летней коллекционерской деятельности Екатерины впечатляют — покупка собраний Гоцковского, Брюля, Кроза, Бодуэна, Уолпола. Любопытны описания коллекций до их приобретения. Екатерина принимала решения о покупках картин по гравированным изображениям. С одним только важным исключением: собрание Уолпола, напротив, гравируется в России уже после того, как стало эрмитажным. Альбомы отправили в Англию «на зависть» тамошним знатокам живописи и коллекционерам, которые резко выступали против продажи уолполовского собрания за пределы Альбиона.

В таком проекте уместны и показ китайского зеркала с туалетным прибором из 32 предметов, созданного в 1740–1750 годы, и настольные украшения из резных камней в виде уменьшенных копий античных памятников, подаренные императрице французским послом Луи де Бретейлем.

И наконец, финальный раздел — Екатерина II и современное искусство, где императрица представляется как просвещенный патрон. Речь идет о произведениях второй половины XVIII века: гудоновский бюст Вольтера, Младенец Геракл, удушающий змей Рейнолдса, Персей и Андромеда Менгса, Влади­мир перед Рогнедой Лосенко. Но, конечно, напрашиваются и современные аллюзии.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+