18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский импрессионизм по-венециански

В Венеции, в историческом палаццо Франкетти, открылась выставка из собрания частного Музея русского импрессионизма, созданного предпринимателем и меценатом Борисом Минцем.

«С широко раскрытыми глазами» — такое название для русской выставки придумали итальянские кураторы Сильвия Бурини и Джузеппе Барбьери из Центра изучения русского искусства при Университете Ка’Фоскари. Итальянский взгляд на русское искусство, в данном случае русский импрессионизм, не впервые открывает в нем новые грани. С тем, что такой стиль вообще существует, не согласны многие отечественные критики, однако возможен и другой подход. Профессор Сильвия Бурини, например, опиралась на мнение одного из самых уважаемых русских искусствоведов, Дмитрия Сарабьянова, говорившего о «распространенном импрессионизме». Поэтому и выставка устроена так, что начинается с классиков импрессионизма, Константина Коровина и раннего Бориса Кустодиева, с тем чтобы постепенно подготовиться к открытию импрессионизма не только во «французистом» Юрии Пименове (его «Афиши под дождем» 1973 года выбраны символом выставки), но и в работах правоверных соцреалистов, таких как Александр Герасимов и Дмитрий Налбандян. И двинуться дальше, вплоть до современности — Валерия Кошлякова с будто побывавшими под дождем «Москвой» и «Венецией» 2012 года. Второй куратор, Джузеппе Барбьери, также опирался на исследования искусствоведов, только западных, в частности о том, что импрессионизм — это больше и сильнее, чем «впечатление», это «ощущение». Чтобы публика вполне могла погрузиться в ощущения русских художников, картины на выставке сопровождаются видеорядом — нарезкой из советских художественных фильмов о русской природе и русской душе.

«Значимость импрессионизма не сводится к одной лишь технической стороне, ловким живописным приемам, — считает Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма. — Импрессионизм суть отход от повествовательно-реалистической традиции, от обыденности и литературности сюжета к свету, чистоте красок, яркости и ясности, декоративности живописи — к реализму подлинному, реализму в том смысле, что художник пишет натуру такой, как ее видит, а не такой, какую знает!»

На вопрос о том, почему Борис Минц, физик и математик по образованию, занимавшийся и бизнесом, и политикой, решил стать коллекционером, он ответил: «Коллекционирование — это мое хобби. Серьезное, сложное, недешевое — но хобби. Почему я выбрал именно импрессионизм? Потому что мне было обидно, что такое важное направление почти не представлено в общепринятой истории русского искусства. Большинство русских художников, имена которых остались в истории конца XIX — начала XX века, переживали этап импрессионизма. Поленов, Репин, Серов, Кончаловский, Малевич, Кандинский — у всех были импрессионистические работы. В 1990-е годы оказалось, что импрессионистические работы были и у художников-соцреалистов, только они должны были их скрывать. Я просто хотел собрать шедевры и показать их, чтобы было видно, что такое направление было и существует до сих пор».

Борис Минц подчеркнул, что считает Музей импрессионизма уже действующим, ведь он имеет коллекцию, ведет исследовательскую и выставочную работу (в российской провинции и вот теперь за рубежом), здание музея планируется открыть в конце нынешнего года.

На открытии выставки присутствовал Михаил Швыдкой, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, который отметил: «Русское искусство знают по двум периодам — иконопись до XVII века, пока ее не испортил Ушаков, и авангард первых трех десятилетий ХХ века. Все остальные разделы кажутся во многом вторичными и неоригинальными (я не говорю сейчас о соцреализме). Многим кажется, что русские художники просто примеряли на себя костюмы французских импрессионистов. Но это не совсем так. Русские художники конца XIX — начала ХХ века ощущали себя частью общемирового художественного процесса, русская культура всегда быстро впитывала то, что происходило в Европе, и быстро перерабатывала это».

Выставка продлится в Венеции до 12 апреля.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+