18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Канонизация Кабакова

В пятницу, 13-го, на «Первом канале» (в 00:40) начинается еженедельный (по одной серии в неделю) показ документального фильма, посвященного жизни и творчеству Ильи Кабакова, самого известного из ныне живущих русских художников. Фильм снят под руководством продюсера и журналиста Анатолия Малкина (автор сценария Людмила Сатушева, режиссер Михаил Кандалов), взявшего на себя функцию собеседника и достаточно долго договаривавшегося с художником о съемках: Илья Кабаков и его жена, соавтор, Эмилия — весьма занятые люди. Работы Кабаковых хранятся в 250 музеях мира, более 50 инсталляций украшают парки, площади и улицы городов на всех континентах, а работы Кабакова Жук ($5,8 млн, 2008) и Номер люкс ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства. Пресс-служба «Первого канала» объясняет причины своего повышенного интереса к одному из отцов-основателей школы московского концептуализма так: «Как ни удивительно, этот грандиозный успех пришел к Кабакову после 55 лет. Тогда, когда, как он сам говорит, „полностью сформировавшийся советский тип“ принял решение уехать на Запад. Жизнь этого человека, его судьба, его семья, его отношения с искусством состоят из бесчисленного числа парадоксов, которые так сложно понять сразу, но которые так увлекательно разгадывать, слушая его воспоминания...»

Анатолий Малкин известен как создатель «Авторского телевидения» и талантливый кинодокументалист, снявший не один многосерийный биографический цикл («Андрей и Зоя», «Прошу не называть моего имени»). Илья Кабаков — прекрасный и обаятельный рассказчик, одно из главных достоинств которого — глубинная рефлексия, лежащая в основе всего его творчества, четкое понимание своих целей и задач. Несмотря на это, в работе над фильмом были и вполне объективные сложности. «Там такая сложная ситуация, — рассказывает Анатолий Малкин, — когда Кабаков начинает говорить о прошлом, из которого все его творчество исходит, он начинает сильно волноваться и плохо себя чувствовать. И после двух дней съемки, когда мы с ним замечательно поговорили — о родителях, о прошлом, Кабаков себя очень плохо почувствовал. Поэтому поработать нам удалось как раз эти два дня, хотя приехали мы в Америку на неделю. Но больше Кабаков нас к себе не подпустил. К сожалению, не удалось продолжить съемки и в Париже, где открывалась его выставка. Во-первых, выставка была сложной, и, во-вторых, художник по-прежнему себя плохо чувствовал — он все-таки уже очень пожилой человек».

Пока анонсировано содержание двух серий этого документального фильма.

Фильм первый (пятница 13 февраля, 00:40)

Илья Кабаков рассуждает о природе страха. Страха как сопутствующего явления советской жизни, страха как черты поколения рожденных в 1933 году и страха как индивидуальной черты его характера. Илья Иосифович Кабаков родился в пригороде Днепропетровска в семье слесаря Иосифа Кабакова и бухгалтера Беллы Солодухиной. В 1941 году вместе с матерью попал в эвакуацию в Самарканд. В 1943 году его приняли в Московскую художественную школу, и мать, не имея столичной прописки, но следуя за талантливым сыном, долгое время мыкалась по углам и жила в самых невероятных местах: в кладовках для швабр, в сараях и туалетах… По окончании Художественного института имени Сурикова Кабаков работает в детском книжном издательстве и ведет «двойную жизнь» неофициального художника в своей мастерской в доме «Россия».

Фильм второй (пятница, 20 февраля, 00:45)

Жена Ильи Кабакова Эмилия — его дальняя родственница, которую он хорошо знал с детства. Родственные узы, разница в возрасте не позволили Илье и Эмилии изначально быть вместе. Но они пронесли это странное чувство «неотвратимости судьбы» через свои два брака и годы эмиграции Эмилии (она уехала из СССР в 1973 году)… А в это время в мастерской Кабакова на Сретенском бульваре собирались художники Эрик Булатов, Михаил Шварцман, Игорь Макаревич, Олег Васильев, писатели Дмитрий Пригов и Владимир Сорокин и придумывали принципиально иное искусство, без всякой надежды когда-нибудь увидеть зрителя своих работ и своего читателя…

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+