18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Не чужие. Екатерина Бобринская поставила в названии своей книги о советском неофициальном искусстве вопрос — ответ на него ясен

Разумеется, не чужие. Художники, чье творчество при советской власти официально не признавалось, не были чужды ни обществу, ни современному им западному искусству, ни авангардной традиции искусства отечественного.

На первых же страницах своего фундаментального исследования Екатерина Бобринская объясняет, почему отказывается от определения «нонконформисты», накрепко связанного с художниками, работавшими не по правилам принятой в государстве идеологии и эстетики, а в диалоге с ними.

«Меньше всего в неофициальном искусстве того времени было политики. Акцент на эстетике сопротивления власти — клише, унаследованное от западных журналистов, писавших репортажи в эпоху холодной войны», — утверждает Бобринская и напоминает, что некоторые главные герои ее книги были членами Союза художников, пользовавшимися благами такого членства, но вели двойную жизнь, что есть признак конформизма, а не бунтарства.

Бобринская выводит за рамки своей книги не только политическую составляющую неофициального искусства, но и документально-событийную (большинство публикаций о «другом искусстве» — мемуаристика). Взамен она делает работу более сложную и востребованную сегодня — вписывает художников советского арт-подполья в общую историю модернизма. Каждого из избранных (Василия Свешникова, Оскара Рабина, Леонида Сокова, Владимира Яковлева, Гришу Брускина, Илью Кабакова, Ивана Чуйкова и др.) персонально, пристально изучая их произведения. Бобринская находит отечественным поискам в искусстве западные параллели, но речь редко идет о прямом заимствовании, просто железный занавес для идей — не преграда. Но при формальном сходстве отмечает врожденные различия. «Поп-арт оказал существенное влияние на формирование стилистики и соц-артистов, и московских концептуалистов. (…) Однако при этом поп-арт по-советски оборачивается не эстетизацией массового и анонимного, как это было в западном искусстве, а производством уникального, практикой конструирования субъективности, единичности».

Книга Екатерины Бобринской — образец классического искусствоведческого текста. Никаких уступок ле-
нивому читателю, любителю поверхностного знания — каждый тезис доказан, все многочисленные предположения поддержаны цитатами (их количество напоминает, что автор — доктор искусствоведения), на каждый вопрос дан ответ.

Часто ответов дается несколько, и они предположительные: во-первых, потому что книга описывает не такие уж далекие для объективного взгляда 1950–1980-е годы, вовторых, многие герои этой истории (прежде всего Илья Кабаков) сами — или в диалогах — подробно себя и причины своего творческого поведения проанализировали. Бобринская не всегда солидарна с результатами такого самоанализа, с ней также не во всем можно согласиться. Что не мешает с уважением и симпатией — к автору и ее героям — читать эту книгу с риторическим вопросом в названии.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+